Песни и марши сибирских казаков
но необжитые, в тайге, среди болот или безводных степей местности, которые, как правило, оказывались полностью брошенными, как только бывшие раскулаченные получали право вы езда из районов высылки. Люди испытывали острую нужду в основных продуктах питания, медицинском обслуживании, снабжении продовольственными и промышленными товарами, средствах производства. Тех же, кто сумел выжить в концентрационных лагерях, выдержать каторжные испытания специальных и трудовых поселений, ожидала в будущем участь изгоев общества с клеймом «враг народа». Ущемление прав испытывали не только непосредственные жертвы политических репрес сий, но и их дети и родственники. «Пятно» в анкете закрывало доступ к среднеспециальному и высшему образованию, к желаемой профессии, к вступлению в коммунистическую партию, без членства в которой человек не имел никаких жизненных перспектив. Их не выдвигали на руководящие посты, не принимали в высшие учебные заведения. А о выдвижении на партий ную, хозяйственную, педагогическую работу не могло быть и речи. Последствиями «воспитания» и «перевоспитания» в тюрьмах, лагерях и спецпоселках огромного количества людей стали миллионы загубленных человеческих жизней и сломан ных судеб, криминализация общества, во многом воспитанного зоной, восприятие в обществе труда как наказания. В нечеловеческих условиях оказались семьи, вырванные из родных мест, созданных многими поколениями тружеников. Теперь они оказались под тяжким гнетом тру да рабского, непроизводительного, бессмысленного и чаще всего вообще никому не нужного. Такой труд не был и не мог быть средством «перевоспитания» людей, чья прошлая жизнь с детских лет была наполнена трудом радостным, свободным и результативным. Одновременно продолжалась кампания по вытеснению изстаниц уцелевших после раска зачивания и раскулачивания казаков. Казаки, покинув свои родные земли, рассеялись по всей необъятной стране и даже по всему миру, и в документах теперь старались даже не упоминать, что принадлежат к потомственному казачеству. Удар казачеству был нанесен не только расказачиванием, но и разбросом его в администра тивном подчинении. Казачьи земли в разные годы советской властью разделялись, передава лись вновь образованным автономиям и национальным республикам. До 1917 года Российское государство имело наднациональный характер, и границы колони зируемых Россией территорий проводились без особого учета этнического состава населения. Большевики же внесли сюда особый вклад. Они перекраивали административные границы в 1921-1930 гг. - 45 раз, в 1931-1940 гг. - 26 раз, в 1941-1950 гг. - 8 раз. За шесть десятилетий границы национально-территориальных образований перемещались 94 раза! И казачьи земли в разные годы советской властью разделялись, передавались вновь обра зованным автономиям и национальным республикам. В результате, в 20-е годы начался исход русского казачьего населения из ряда районов Кавказа (часть земель терских казаков отошла к Чечено-Ингушетии, Дагестану, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии)*, а на юго-востоке - огромные области России - Уральская, Акмолинская, Семипалатинская - вошли в состав об ширной Кара-Киргизской автономии, а с 1936 г. - Казахской ССР Два казачьих войска - Ураль ское и Семиреченское полностью, а Сибирское большей частью вообще остались за пределами России. В результате возникло минное поле территориальных претензий, которое теперь стало взрываться межэтническими конфликтами. «Расказачивание» - это не только физическое истребление казачества, но и духовное обво ровывание и ограбление народа. Волна всеобщего «обновления», обрушившаяся на страну, уничтожала и историческое наследие русского воинства, отменяла воинские традиции, ритуа *Исход русского населения из исконных земель продолжился и в последующие годы. Только в 1990-е годы в Чеч не и Ингушетии погибли более 20 тысяч русских, а более 650 тысяч вынуждены были бросить нажитое годами и отправиться в поисках лучшей доли в другие российские регионы. Теперь на левом берегу Терека, где раньше проживали более 80 процентов казаков, сегодня остались единицы. А в казачьи дома возвращаются не их хозяева, а семьи... боевиков, которые там раньше никогда не проживали. И не менее горький результат: в Чечне числен ность русских сократилась с 23 до 3,7%, в Ингушетии с 23 до 1,2%. Так канул в Лету Сунженский казачий отдел, который был старейшим в казачьих войсках России на Кавказе... (Казакам любо Родине служить // Красная звезда. 2005. 27 мая).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2