Песни и марши сибирских казаков
Приложение 2 * * * В качестве приложения к переиздаваемому сборнику «Песни и марши сибирских казаков», сформированному военным историком и писателем Юрием Аркадьевичем Фабрикой, публику ются восемь песен, которые были отобраны руководителем мужского ансамбля традиционной казачьей песни «Майдан» Сергеем Горбуновым и членом союза композиторов, членом правле ния Российского фольклорного союза, руководителем студии «Сибирский тракт», Асановым Вя чеславом Владимировичем. Подготовка дополнительного песенного приложения для настоящего издания вызвана не сколькими обстоятельствами. Первый выпуск сборника «Песни казаков Сибири» впервые был опубликован в 1916 году, он включает песни военные, исторические и военно-бытовые. Всего 64 песни, 35 из которых приведены с нотами. Поскольку сбор песен в начале XX века имел целью создание песенников для полковых хоров, все песни издания 1916 года обработаны, они гармо низованы для трех-четырехголосного мужского хора. Судить по материалам этого сборника о подлинной казачьей певческой традиции в Сибири не представляется возможным. В 2006 году при переиздании этого материала песенный сборник был дополнен авторски ми очерками Ю. А. Фабрики о казаках и историко-биографическим справочником. В музыкаль ный материал были включены гимны и марши Сибирских казачьих полков. К книге приложен компакт-диск с одиннадцатью песнями, исполненными хором «Сибирские певчие» Войскового храма Покрова Пресвятой Богородицы, руководитель коллектива и часть хористов —профессио нальные музыканты. Выбор подобного коллектива для исполнения публикуемых песен подтвер дил особое, «городское» назначение сборника. А казачья песня рождалась и пелась в станицах, сопровождала все события обыденной жиз ни простых казаков. И пелась она не большими организованными хоровыми коллективами, а хорошо спетыми ансамблями близких по духу и жизненным обстоятельствам людей. Музыкаль ный характер этих песен, которые принято называть аутентичными или музыкальной этнографи ей, разительно отличается от профессионально обработанного песенного материала. Вот такие подлинные песни сохранились и до настоящего времени поются в станицах алтайских казаков. Очень многие сибирские и российские фольклорные ансамбли поют эти песни, многие профес сиональные собиратели эти песни записывают, для многих любителей народных песен они ста ли образцом казачьей певческой манеры. В 1960-1970-е годы в алтайские поселения бывшей Ко- лывано-Кузнецкой оборонительной линии, обустроенной в конце XVII - первой половине XVIII столетия, приезжали фольклорные экспедиции студентов Московской консерватории. Работу по записи песен возглавляли В. М. Щуров и И. К. Свиридова. В 2010 году Вячеслав Щуров, видный российский музыковед-фольклорист, на этих материалах подготовил сборник «Песни алтайских казаков», который был опубликован в Барнауле в 2010 году. Это издание и послужило основным источником для приложения. Вклад казаков в песенную культуру сибиряков был очень значительным и по количеству пе сенных сюжетов, и по поддержанию мужского по темам и музыкально-поэтическому стилю репертуара. С течением времени песни, тесно связанные с походным, военным укладом жиз ни казаков, ушли на второй план и заняли относительно скромное место в певческой практике. Основное место в ней заняли традиционные песни лирического характера. В. М. Щуров по- разному определяет жанровый состав записанных им песен алтайских казаков: историческая песня (Вечерок-то ли да вечерается), песня о гибели казака (Поднималися туманы), баллада (Ой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2