Песни и марши сибирских казаков

Приложение 2 * * * В качестве приложения к переиздаваемому сборнику «Песни и марши сибирских казаков», сформированному военным историком и писателем Юрием Аркадьевичем Фабрикой, публику­ ются восемь песен, которые были отобраны руководителем мужского ансамбля традиционной казачьей песни «Майдан» Сергеем Горбуновым и членом союза композиторов, членом правле­ ния Российского фольклорного союза, руководителем студии «Сибирский тракт», Асановым Вя­ чеславом Владимировичем. Подготовка дополнительного песенного приложения для настоящего издания вызвана не­ сколькими обстоятельствами. Первый выпуск сборника «Песни казаков Сибири» впервые был опубликован в 1916 году, он включает песни военные, исторические и военно-бытовые. Всего 64 песни, 35 из которых приведены с нотами. Поскольку сбор песен в начале XX века имел целью создание песенников для полковых хоров, все песни издания 1916 года обработаны, они гармо­ низованы для трех-четырехголосного мужского хора. Судить по материалам этого сборника о подлинной казачьей певческой традиции в Сибири не представляется возможным. В 2006 году при переиздании этого материала песенный сборник был дополнен авторски­ ми очерками Ю. А. Фабрики о казаках и историко-биографическим справочником. В музыкаль­ ный материал были включены гимны и марши Сибирских казачьих полков. К книге приложен компакт-диск с одиннадцатью песнями, исполненными хором «Сибирские певчие» Войскового храма Покрова Пресвятой Богородицы, руководитель коллектива и часть хористов —профессио­ нальные музыканты. Выбор подобного коллектива для исполнения публикуемых песен подтвер­ дил особое, «городское» назначение сборника. А казачья песня рождалась и пелась в станицах, сопровождала все события обыденной жиз­ ни простых казаков. И пелась она не большими организованными хоровыми коллективами, а хорошо спетыми ансамблями близких по духу и жизненным обстоятельствам людей. Музыкаль­ ный характер этих песен, которые принято называть аутентичными или музыкальной этнографи­ ей, разительно отличается от профессионально обработанного песенного материала. Вот такие подлинные песни сохранились и до настоящего времени поются в станицах алтайских казаков. Очень многие сибирские и российские фольклорные ансамбли поют эти песни, многие профес­ сиональные собиратели эти песни записывают, для многих любителей народных песен они ста­ ли образцом казачьей певческой манеры. В 1960-1970-е годы в алтайские поселения бывшей Ко- лывано-Кузнецкой оборонительной линии, обустроенной в конце XVII - первой половине XVIII столетия, приезжали фольклорные экспедиции студентов Московской консерватории. Работу по записи песен возглавляли В. М. Щуров и И. К. Свиридова. В 2010 году Вячеслав Щуров, видный российский музыковед-фольклорист, на этих материалах подготовил сборник «Песни алтайских казаков», который был опубликован в Барнауле в 2010 году. Это издание и послужило основным источником для приложения. Вклад казаков в песенную культуру сибиряков был очень значительным и по количеству пе­ сенных сюжетов, и по поддержанию мужского по темам и музыкально-поэтическому стилю репертуара. С течением времени песни, тесно связанные с походным, военным укладом жиз­ ни казаков, ушли на второй план и заняли относительно скромное место в певческой практике. Основное место в ней заняли традиционные песни лирического характера. В. М. Щуров по- разному определяет жанровый состав записанных им песен алтайских казаков: историческая песня (Вечерок-то ли да вечерается), песня о гибели казака (Поднималися туманы), баллада (Ой,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2