Песни и марши сибирских казаков
ряд военных академий. В память о славных победах русского оружия над армией Наполеона в г. Москве воздвигнут памятник М. И. Кутузову. 23. Листопадов Александр Михайлович (1873-1949). Музыкант-фольклорист, хоровой деятель. Родился в станице Екатерининской, ныне Ростовской области. Был преподавателем хуторской школы (1892-1902 гг.), где начал записывать донские казачьи песни. В 1907-1920 гг. работал в Саратове (в т. ч. в консерватории), в музыкальных училищах Новочеркасска (1920— 1934 гг.). Был руководителем хора донских казаков (1936-1948 гг.). Ему принадлежит сводный труд «Песни донских казаков» (тт. 1-5, 1949-1954 гг.). Автор исследований и записей русских, таджикских, украинских, калмыкских народных песен. 24. Мазуровский Виктор Викентьевич (1859-1917), художник-баталист, ученик Вилле- вальде. Получил академические отличия за картины «Атака Гродненских гусар под Белой» и «Дело Лейб-гусар под Телишем» по классу батальной живописи, а впоследствии состоял при разных полках, изучая жизнь войск. Им написано много картин маневров и парадов с много численными портретными изображениями («Кавалергарды под Ямбургом», «Последний зим ний парад Императора Александра III» и. пр.), а также военно-исторических событий: «Семе- новцы под Лесным», «Атака атаманцами польских улан под Миром», «Лейб-гвардии конный полк под Фершампенуазом», «Сражение под Фридландом», «Нападение казаков на Наполеона под Арсис-сюр-Об», «Польские уланы под Сомо-Сиерра», «Атака драгун под Варшавой в 1831 г.» и др., в которых лихое движение кавалерии передается им живо и увлекательно. Русско- японскую войну М. наблюдал от Хайчена до Мукдена, состоя при дивизионе конных разведчи ков штаба главнокомандующего, и она дала ему материал для множества этюдов и 70 картин, изображающих лихие дела Сибирских казаков под Вафангоу (находится в Зимнем дворце), дагестанцев Хана-Нахичеванского, атакующих неприятеля под Линдунгоу или переходящих через перевал Сао-Дагой церемониальным маршем под огнем японцев; бои под Ляояном и на Шахе; атаку Путиловской сопки и повседневный военно-боевой жанр, со всей тягостною из нанкою войны: «Пробитая шимозою фанза», «Теплушка с ранеными», «Не успели отступить», «Пожар госпиталей» и, наконец, «К Телину» - трагическую картину отступления. К юбилею 1812 г. М. написаны: «Переправа через Неман», «Бородино», «Пожар Москвы», «Наполеон на возвратном пути» и др. 25. Михаил Архангел с древних времен прославлен на Руси своими чудесами. В Волоко ламском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный царь Ба тый Русскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему идти на него. Он же поиде на литовские грады и прииде к Киеву и виде у каменные церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим, указуя перстом: «сей ми возбрани поити на Великий Новгород». Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистрати гу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен мона стырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (начало XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существо вало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших хра мов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2