Песни и марши сибирских казаков
сии было очень чувствительным. Уезжал и изгонялся цвет русской научной, технической и культурной элиты. Заметный подъем науки, образования и культуры в ряде стран Западной, а также Восточной Европы, через которую шли потоки эмиграции, произошел именно благодаря высокому качеству русских эмигрантов. Через Югославию прошло несколько сотен тысяч русских, задержалось и осталось прожи вать в 20-е годы, по разным оценкам, от 50 до 90 тысяч человек. Известно, что только военных при эвакуации Врангелем армии из Крыма в Югославию прибыло более 11 тысяч ... До самой Второй мировой войны в Югославии существовала сеть русских начальных школ и гимназий, кадетские корпуса, девические институты, санатории, больницы, приюты, библи отеки, издавались русские газеты, журналы, книги. .. .В пригороде французской столицы - небольшой тихий городок Сент-Женевьев-де-Буа, на котором нашли свое успокоение десятки тысяч наших соотечественников. Среди могил редкое имя не заставит сильнее биться русское сердце. Каждому кресту хочется поклониться в пояс. Иван Бунин и Вера Муромцева, Борис Зайцев и Иван Шмелев, Михаил Осоргин и Сергей Ма ковский, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, художники Коровин и Сомов, Серебря кова и Добужинский. Есть на этом кусочке русской земли во Франции и Казачий мемориал... А сколько казачьих могил разбросано по всему земному шару! В эмигрантской взаимопомощи, в духовном окормлении наших многострадальных соотече ственников велика была роль Русской Православной Церкви. Вот и последний покой русских героев охраняет построенный в 1938 г. в Сент-Женевьев-де-Буа храм Успения Богородицы (ар хитектор Альберт Александрович Бенуа), освященный 14 октября, в праздник Покрова Пре святой Богородицы, владыкой митрополитом Евлогием.* * С приходом в Германии к власти фашистов в Европе эмиграция раскололась на прогерманскую и антигерман скую. Мировая и Отечественная война, война русского народа и союзных ему народов с фашизмом углубили раз межевание в эмиграции. Большая часть эмиграции полагала, что блокироваться с внешним врагом против своего Отечества нельзя. Она понимала, что в случае начала войны необходимо прекратить борьбу с Советской властью и встать на ее сторону, ибо именно эта власть будет защищать Отечество, а судьба и свобода Родины для этих людей были превыше всего. Не без влияния Русской Православной Церкви русская эмиграция в целом сделала нравственный выбор. Решительное большинство ее исполнилось патриотическим настроением. С началом Второй мировой войны, как и большинство белогвардейцев, оказавшихся под германской оккупа цией, многие казаки на службу к нацистам не пошли. От сотрудничества с немцами отказались А. И. Деникин, генерал В. М. Ткачев, предводитель Вешенского восстания П. Кудинов и многие, многие другие. В оккупированных странах бывшие белогвардейцы, их дети брались за оружие, большинство казаков-эмигран- тов деятельно участвовали в освободительной борьбе против Германии и Японии, сражались в подполье, в рядах Сопротивления, воевали в армиях Франции, Англии и других стран против фашистов. С июня 1941 года сотни белоэмигрантов, проживавших на территории Бельгии, Франции, Чехословакии, Дании и Голландии за одно только подозрение в сочувствии к своей родной стране в связи с германской агрессией от правлялись в концлагеря. Но были казаки, воспринявшие события германо-советской войны как продолжение Гражданской войны про тив большевиков и считали, что для них Советская Россия перестала быть Отечеством. Они стали союзниками (а не побежденными) Германии, готовыми до последней капли крови сражаться с ненавистным большевизмом. С победой Германии связывались надежды на уничтожение «жидо-большевистского ига», возвращение на род ные земли и «возрождение» под протекторатом Германии казачьих республик, уничтоженных большевиками. Они подхватили лозунг генерала Краснова, незадолго до войны провозгласившего: «Хоть с чертом —но против большевиков». С ним в союзе и вернулись казаки-белогвардейцы в 1941-м. Для части граждан СССР, в том числе и многих казаков, наряду с тяготами плена и желанием выжить, важной предпосылкой к переходу на позиции сотрудничества с врагом стало наследие Гражданской войны и «строитель ство социализма по всему фронту» в 1930-е годы, с пережитыми расказачиванием, коллективизацией, голодом 1932-1933 гг. и массовыми репрессиями 1937-1938 гг. Немцы не доверяли казакам, зная, что они намерены сначала «победить Сталина, а затем выгнать немцев». По этому их в основном использовали для борьбы с партизанами на оккупированных фашистской Германией терри ториях, где они пролили немало крови... Так «борцы за исконные вольности» превратились в кровавых палачей мирного населения России, Белоруссии, Югославии, Польши, Франции и Италии. И как бы ни оправдывались казаки, что они воевали против коммунизма, за Россию, Россия и русский народ воевали за Родину, а они пришли в союзе с ее врагом, с фашистами. Потому и погибли. Мы обязаны помнить, что сейчас живем и дышим спокойно благодаря победе Красной Армии, а не таких, как те казаки, которые сражались против нее. В 1943-1944 гг. наряду с отступавшими под ударами Красной Армии германскими войсками на территорию Восточной и Центральной Европы ушли и десятки тысяч казаков-беженцев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2