Песни и марши сибирских казаков
Татар, и русских людей, буйственных и храбрых предобрых воинов триста человек»), отслу жив молебен, 1 сентября 1581 года двинулось в Сибирь... Правительство, следя за продвижением в Сибири дружины Ермака и его последователей, высылало к ним на помощь отряды из разного рода ратных людей, которые впоследствии по служили основой для зарождающегося Сибирского казачьего войска (1852 г.). Таким образом, деятельность землепроходцев, русских людей - служилых (казаков), торговых и «промышленных» людей направлялась и поддерживалась русским правитель ством и впоследствии ещё и местной сибирской администрацией. И само Сибирское ка зачье войско не было, подобно Донскому и Уральскому, продуктом самобытного движения на окраины государства; занятие и заселение земель его произошло не по почину вольных каза чьих партий и охочих людей, совершивших присоединение всей Сибири от Урала до Великого океана, но исключительно по соображениям правительства.* Все мы, сегодняшние сибиряки, в неоплатном долгу перед нашими предками, подарившими нам эти богатейшие сибирские земли, кои взрастили и вскормили поколения наших праотцев и даровали жизнь нам. Поэтому на монументе должен найти свое отражение величествен ная фигура Ермака** - мужественного воина, замечательного патриота своей Родины, Колум ба земли Российской, положившего начало великим географическим открытиям русских на Востоке. Десятки русских землепроходцев, исследовавших вслед за Ермаком неведомые миру необъятные сибирские просторы, во многом походили на атамана —и бесстрашием, и духом своим неукротимым, и желанием послужить Отечеству, открыть новые пути. Исторические заслуги казачества перед Российским государством несомненны. В благодарной народной памяти навечно остался героический образ казака, воина-земле- пашца, бескорыстного в своём трудном ратном служении Богу, Царю и Отечеству, готового по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные. Русская Сибирь - территория, вдвое превышающая европейский материк и составляющая восьмую часть земного шара, —вошла в состав России по воле сильного Московского государ ства и его дальновидного правительства, потому символика государства - двуглавый россий ский орел, ***уже как символ единения Европейской и Азиатской России, должен присут ствовать на величественном памятнике. 2. Казаки - первые христиане на древней сибирской земле. Свой великий поход в Сибирь Ермак совершил по благословению Русской Православной Церкви. Его дружина - Христово воинство - шла под церковной хоругвью с изображением Димитрия Солунского и Архангела Михаила - святых, особо почитаемых российским воинством и вдохновлявших русских витя- зей-казаков на служение Отечеству, а Слово Божие в отряде несло духовенство - три священ ника и монах. В Вере Православной черпали и крепили казаки дух свой, свои ратную доблесть и мужество. Казаки, приходя на новые земли, несли с собою не только более совершенные способы ве дения хозяйства, ремесел и торговли, но и передовую культуру России, основанную на непре ходящих христианских православных ценностях. * И сибирские, ( а в последующем и азиатские, и кавказские) походы были по первому своему назна чению походы оборонительные, ставившие своей целью прекратить набеги извне, во многом носила характер вынужденный, преследующий все ту же цель - обеспечения безопасности своих внутренних областей. ** Историк Карамзин дает внешний облик нашего великого человека на основании слов сибирских летописей: «Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду чёрную, волосы тёмные кудрявые, глаза светлые быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного». *** Князь Волховский передал Ермаку царские подарки: два стальных панциря с изображением дву главого орла, серебряный кубок и шубу с царского плеча.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2