Песни и марши сибирских казаков

Татар, и русских людей, буйственных и храбрых предобрых воинов триста человек»), отслу­ жив молебен, 1 сентября 1581 года двинулось в Сибирь... Правительство, следя за продвижением в Сибири дружины Ермака и его последователей, высылало к ним на помощь отряды из разного рода ратных людей, которые впоследствии по­ служили основой для зарождающегося Сибирского казачьего войска (1852 г.). Таким образом, деятельность землепроходцев, русских людей - служилых (казаков), торговых и «промышленных» людей направлялась и поддерживалась русским правитель­ ством и впоследствии ещё и местной сибирской администрацией. И само Сибирское ка­ зачье войско не было, подобно Донскому и Уральскому, продуктом самобытного движения на окраины государства; занятие и заселение земель его произошло не по почину вольных каза­ чьих партий и охочих людей, совершивших присоединение всей Сибири от Урала до Великого океана, но исключительно по соображениям правительства.* Все мы, сегодняшние сибиряки, в неоплатном долгу перед нашими предками, подарившими нам эти богатейшие сибирские земли, кои взрастили и вскормили поколения наших праотцев и даровали жизнь нам. Поэтому на монументе должен найти свое отражение величествен­ ная фигура Ермака** - мужественного воина, замечательного патриота своей Родины, Колум­ ба земли Российской, положившего начало великим географическим открытиям русских на Востоке. Десятки русских землепроходцев, исследовавших вслед за Ермаком неведомые миру необъятные сибирские просторы, во многом походили на атамана —и бесстрашием, и духом своим неукротимым, и желанием послужить Отечеству, открыть новые пути. Исторические заслуги казачества перед Российским государством несомненны. В благодарной народной памяти навечно остался героический образ казака, воина-земле- пашца, бескорыстного в своём трудном ратном служении Богу, Царю и Отечеству, готового по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные. Русская Сибирь - территория, вдвое превышающая европейский материк и составляющая восьмую часть земного шара, —вошла в состав России по воле сильного Московского государ­ ства и его дальновидного правительства, потому символика государства - двуглавый россий­ ский орел, ***уже как символ единения Европейской и Азиатской России, должен присут­ ствовать на величественном памятнике. 2. Казаки - первые христиане на древней сибирской земле. Свой великий поход в Сибирь Ермак совершил по благословению Русской Православной Церкви. Его дружина - Христово воинство - шла под церковной хоругвью с изображением Димитрия Солунского и Архангела Михаила - святых, особо почитаемых российским воинством и вдохновлявших русских витя- зей-казаков на служение Отечеству, а Слово Божие в отряде несло духовенство - три священ­ ника и монах. В Вере Православной черпали и крепили казаки дух свой, свои ратную доблесть и мужество. Казаки, приходя на новые земли, несли с собою не только более совершенные способы ве­ дения хозяйства, ремесел и торговли, но и передовую культуру России, основанную на непре­ ходящих христианских православных ценностях. * И сибирские, ( а в последующем и азиатские, и кавказские) походы были по первому своему назна­ чению походы оборонительные, ставившие своей целью прекратить набеги извне, во многом носила характер вынужденный, преследующий все ту же цель - обеспечения безопасности своих внутренних областей. ** Историк Карамзин дает внешний облик нашего великого человека на основании слов сибирских летописей: «Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду чёрную, волосы тёмные кудрявые, глаза светлые быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного». *** Князь Волховский передал Ермаку царские подарки: два стальных панциря с изображением дву­ главого орла, серебряный кубок и шубу с царского плеча.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2