Песни и марши сибирских казаков

не истреблялись, как, например, это произошло с индейцами в Америке. Напротив, местные жители получили хороший стимул для того, чтобы усвоить более высокую материальную и духовную культуру, которую несли с собой русские люди. Народы, страдавшие раньше от не­ прерывных набегов с юга, подвергавшиеся постоянным унижениям, страдавшие от деспотиз­ ма ханов, теперь обрели в лице русского воина надежного защитника, помогали ему осваивать просторы Сибири. Укрепляя в Сибири русскую власть, Е . старался показать перед местными «инородцами» не только воинскую мощь русских, но и, так сказать, культурное их превосходство. По крайней мере не подлежит сомнению, что, покоряя этих «инородцев», он тотчас же старался вселить в них уверенность в том, что в лице русских они встречают властителей не только сильных и справедливых, но и способных поддержать всякие их труды и начинания в области хозяйства, ремесел и торговли. Быстро освоившись с ролью царского служилого человека, облеченного (или, лучше сказать, облекшего себя) властью как бы воеводы, Е. с удивительным для человека его первоначальной профессии административным тактом, вел устройство занятой русскими территории. Авторитет и главенство Е. (Ермак Тимофеевич - единственный атаман, которого называли по имени-отчеству! - Ю. Ф.) признавались в Сибири и дружине даже с приходом царских войск, подчиненных лицу с княжеским титулом и боярским званием, - отмечает известный историк Сибирского казачьего войска Г. Е. Катанаев. Опыт Е., умевшего ладить с местными племенами, человека справедливого и доброжелательного, мужественного воина, замечатель­ ного патриота своей родины, Колумба земли Российской, положившего начало великим гео­ графическим открытиям русских на Востоке, пригодился другим первооткрывателям. Известив Строгановых об успешном присоединении обширного края Сибирского, Е. по­ слал своего друга и товарища Ивана Кольцо в Москву «бить челом великому государю Иоанну Васильевичу царством Сибирским, которое опальные казаки присоединили к России на веки веков, доколе Всевышний благоволит стоять миру». Е. писал, что теперь они ждут царских во­ евод сдать им царство Сибирское, без всяких условий, готовые или вновь идти против врагов имени Христова, или умереть на плахе, как будет угодно Богу и государю». Царь Грозный, опечаленный несчастным окончанием войны за Ливонию, воспрянул духом; народ ободрился и радостно повторял: «новое царство послал Господь России». Государь забыл прежние вины казаков, называл их добрыми витязями, жаловал их деньгами, сукнами, камками*, наградил Строгановых и отправил воеводу князя Волховского на помощь Е. Иван Кольцо, возвратясь в Искер, (1583 г.) привез атаману и рядовым богатые дары, а Е. две брони, серебряный кубок и шубу с плеча царского. ...Милостивою грамотою Иоанн изъявил казакам вечное забвение прежнего и вечную благодарность России за их подвиги; мужественному вождю их пожаловал титло** князя сибирского, с правом главного начальника для утверждения порядка в новом царстве и верховной власти государя над сибирским краем. Е., примиренный с отечеством, с государем, с совестью, торжествовал в Искере, но скоро минули дни радостей - судьба готовила уже бедствия, чтобы испытать мужество первопро­ ходцев... В ночь с 5 на 6 августа татары напали на дружину. Е. вступил в бой, но, не сумев достичь струга, утонул в Вагае. Согласно летописным источникам, тело Е. было обнаружено местными жителями через 8 дней после его гибели. Погребен был Е. на «Болыневском кладбище под кудрявой сосной». Славное дело, начатое Е., не погибло с его смертью (1584 г., по другой версии - 1585 г.): его прославленная дружина, верная заветам своего атамана, продолжала и без него вести это дело, медленным, но твердым шагом продвигаясь вглубь страны. С гибелью Кучума (1601 г.) * Камка - шелковая ткань с разводами (узорами). ** Титло - почетное звание, величание, именование по сану, достоинству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2