Песни и марши сибирских казаков

шо организованная, боеспособная дружина, насчитывавшая менее тысячи человек, отслужив молебен, двинулась в путь. Воины небольшого отряда умело владели оружием, обладали не­ малым боевым опытом и, уже не раз проявившие в боях мужество, решимость и находчивость, были руководимы человеком удивительной доблести, отваги и энергии. Слово Божие в отряде несло духовенство - три священника и монах. Г. Ф. Миллер пишет: «Над этой небольшой ар­ мией Ермак считался как бы генералом». В военно-административном отношении сподвижники Е. были поделены на сотни, или ата­ манства во главе с атаманами, при особых знаменах, полусотни с пятидесятниками и десятни­ ками. Отряд был хорошо вооружен: три пушки, триста пищалей, дробовые ружья, стрелявшие «невидимыми стрелами». Но и армия Кучума (около 10 тысяч человек), представляла тоже серьезную силу, а многие его храбрые воины уже имели опыт сражений против войска, воору­ женного огнестрельным оружием. После ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Е. в решительном сражении на берегу реки Иртыш разбил главные силы Кучума, и 26 октября 1582 г., через четырнадцать месяцев после выступления, казаки заняли столицу Сибирского ханства —Кашлык (Искер). Каждая победа, одержанная Е., - это, прежде всего, верно выбранная тактика, четко проду­ манный боевой порядок. Отважный рукопашный бой, меткая стрельба, прочная, опирающаяся на «городища» и остроги оборона, высокая по тем временам маневренность дружины, исполь­ зование особенностей местности, тактики взаимодействия флотилии гребных судов с казачьи­ ми отрядами, высаживающими на берег, использование каре для борьбы с многочисленной конницей противника - это все черты русского военного искусства ХУ1-ХУП веков. Высокая боеспособность отряда Е. обеспечивалась также крепкою боевою спаянностью и взаимной выручкой воинов. Строгановская летопись справедливо говорит: «Не дали храбрецы ни в чем себе покоя: ни уму своему от помыслов отдохнуть, ни сердцу своему потерять мужество, ни очам своим пре­ бывать в бездействии, ни рукам успокоиться, ни ногам своим немного отдохнуть от похода! Так что всякое те храбрые воины претерпели! Не обратились в бегство от большого числа ле­ тящих стрел и ударов копий, не посетовали, и не опечалились, и не зароптали, но только на Го­ спода Бога уповали и пречистую его Богоматерь, а всех святых на помощь себе призывали ...». Е. оказался не только храбрым воином, полководцем, но и «умным, дальновидным устрои­ телем, так умело держа себя с покоренными племенами, что те полюбили его и всеми силами поддерживали». В Искере «грозный покоритель Сибири принял местных жителей ласково, обложил легкою данью и отпустил, внушив им доверенность к своему могуществу и правосу­ дию; казаки, прежде столь буйные, не смели тронуть ни волоса у жителей: за всякое дело суд­ ное, равно как за ослушание, Е. казнил без милосердия. Воины его и в пути, и в столице Кучу- мовой вели жизнь целомудренную, сражались и молились». Е. с товарищами «привели татар, вогулов, остяков к шерти*, что им под его царскою высокою рукою до веку, пока изволит Бог вселенной стояти, и ясак им давать Государю под вся лета бесповоротно». Умное правление этого покорителя доставило ему уважение многих сибирских племен. Местные жители, при­ выкшие к непрестанным междоусобицам и постоянной подозрительности, всегда ожидавшие от незнакомых людей самого худшего, сразу же почувствовали, что русские никого не дают в обиду. Смирившиеся с деспотизмом и гнетом Кучума, они теперь убеждались, что на доверие пришельцы отвечают доверием, что власть их держится не только на силе, но и на уважении к их воинам и шаманам, женщинам и детям, что к их богам чужеземцы относятся без неприязни, снисходительно, не велят уничтожать идолов, не высмеивают их веру, не насаждают насильно веру свою. Большинство исследователей отмечает, что термин «завоевание Сибири», по существу, не­ верен, так как в основном присоединение шло мирным путем, колонизация, за редким исклю- чением, не встречала упорного сопротивления. Аборигены не вытеснялись со своих земель и *Шерть - лрисяга на верность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2