Песни и марши сибирских казаков
шо организованная, боеспособная дружина, насчитывавшая менее тысячи человек, отслужив молебен, двинулась в путь. Воины небольшого отряда умело владели оружием, обладали не малым боевым опытом и, уже не раз проявившие в боях мужество, решимость и находчивость, были руководимы человеком удивительной доблести, отваги и энергии. Слово Божие в отряде несло духовенство - три священника и монах. Г. Ф. Миллер пишет: «Над этой небольшой ар мией Ермак считался как бы генералом». В военно-административном отношении сподвижники Е. были поделены на сотни, или ата манства во главе с атаманами, при особых знаменах, полусотни с пятидесятниками и десятни ками. Отряд был хорошо вооружен: три пушки, триста пищалей, дробовые ружья, стрелявшие «невидимыми стрелами». Но и армия Кучума (около 10 тысяч человек), представляла тоже серьезную силу, а многие его храбрые воины уже имели опыт сражений против войска, воору женного огнестрельным оружием. После ряда побед над войсками Сибирского ханства отряд Е. в решительном сражении на берегу реки Иртыш разбил главные силы Кучума, и 26 октября 1582 г., через четырнадцать месяцев после выступления, казаки заняли столицу Сибирского ханства —Кашлык (Искер). Каждая победа, одержанная Е., - это, прежде всего, верно выбранная тактика, четко проду манный боевой порядок. Отважный рукопашный бой, меткая стрельба, прочная, опирающаяся на «городища» и остроги оборона, высокая по тем временам маневренность дружины, исполь зование особенностей местности, тактики взаимодействия флотилии гребных судов с казачьи ми отрядами, высаживающими на берег, использование каре для борьбы с многочисленной конницей противника - это все черты русского военного искусства ХУ1-ХУП веков. Высокая боеспособность отряда Е. обеспечивалась также крепкою боевою спаянностью и взаимной выручкой воинов. Строгановская летопись справедливо говорит: «Не дали храбрецы ни в чем себе покоя: ни уму своему от помыслов отдохнуть, ни сердцу своему потерять мужество, ни очам своим пре бывать в бездействии, ни рукам успокоиться, ни ногам своим немного отдохнуть от похода! Так что всякое те храбрые воины претерпели! Не обратились в бегство от большого числа ле тящих стрел и ударов копий, не посетовали, и не опечалились, и не зароптали, но только на Го спода Бога уповали и пречистую его Богоматерь, а всех святых на помощь себе призывали ...». Е. оказался не только храбрым воином, полководцем, но и «умным, дальновидным устрои телем, так умело держа себя с покоренными племенами, что те полюбили его и всеми силами поддерживали». В Искере «грозный покоритель Сибири принял местных жителей ласково, обложил легкою данью и отпустил, внушив им доверенность к своему могуществу и правосу дию; казаки, прежде столь буйные, не смели тронуть ни волоса у жителей: за всякое дело суд ное, равно как за ослушание, Е. казнил без милосердия. Воины его и в пути, и в столице Кучу- мовой вели жизнь целомудренную, сражались и молились». Е. с товарищами «привели татар, вогулов, остяков к шерти*, что им под его царскою высокою рукою до веку, пока изволит Бог вселенной стояти, и ясак им давать Государю под вся лета бесповоротно». Умное правление этого покорителя доставило ему уважение многих сибирских племен. Местные жители, при выкшие к непрестанным междоусобицам и постоянной подозрительности, всегда ожидавшие от незнакомых людей самого худшего, сразу же почувствовали, что русские никого не дают в обиду. Смирившиеся с деспотизмом и гнетом Кучума, они теперь убеждались, что на доверие пришельцы отвечают доверием, что власть их держится не только на силе, но и на уважении к их воинам и шаманам, женщинам и детям, что к их богам чужеземцы относятся без неприязни, снисходительно, не велят уничтожать идолов, не высмеивают их веру, не насаждают насильно веру свою. Большинство исследователей отмечает, что термин «завоевание Сибири», по существу, не верен, так как в основном присоединение шло мирным путем, колонизация, за редким исклю- чением, не встречала упорного сопротивления. Аборигены не вытеснялись со своих земель и *Шерть - лрисяга на верность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2