Песни и марши сибирских казаков

грации, он всегда хотел вернуться на Родину, но его желанию суждено было сбыться лишь спустя несколько десятилетий после смерти. В 2005 г. останки русского генерала были переза­ хоронены в Москве на территории Донского монастыря. С чужбины вернулось и его наградное оружие. Георгиевским оружием Д. был отмечен дважды. Столь высокий уровень награждения подтверждает тот факт, что на полях сражений он не прятался за спины других, мужественно переносил все тяготы военной службы и обладал незаурядным талантом военачальника. На Родину вернулось Георгиевская шашка полководца, удостоенного за бои у д. Гродек 8-12 сентября 1914 г., в которых генерал-майор Д. проявил личное мужество и отличную так­ тическую подготовку, обеспечившую победу русского оружия. Именно эта награда, которой Д. гордился и дорожил всю свою жизнь, вернулась в страну, которую покинула 85 лет назад. Второе Георгиевское оружие Д. получил 22 сентября 1916 г. за успешные боевые действия в ходе Брусиловского прорыва на Юго-Западном фронте. Действуя на острие наступления, воз­ главляемая им 4-я стрелковая дивизия прорвала шесть укрепленных лини й австро-венгерских позиций и 7 июля взяла крупный город Луцк. Георгиевская шашка, украшенная бриллиантами, принадлежавшая генерал-лейтенанту Д., к сожалению, не сохранилась. В Центральном музее Вооруженных Сил РФ хранится копия «Высочайшей грамоты» о его награждении. 10. С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Кон­ стантинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению, - так сливался этот образ с душой русского народа. Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного в последствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в крещении Димитрием ( t 1078 г.). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского мона­ стыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Ди­ митрий, создал церковь, «прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия», и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является укра­ шением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве, в Третьяковской галерее. Она написана на доске из гроба святого мученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, при­ надлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А млад­ ший сын, святой благоверный князь Даниил Московский ( | 1303 г.; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 г., при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали мо­ литву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь, с ними и я погибну».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2