Песни и марши сибирских казаков
С объявлением войны не затворялись двери казачьих храмов. В них непрерывно читались молитвы, причем по ночам молитвы читались наиболее уважаемыми казаками - стариками, старейшинами казачьего рода, убеленными сединами, израненными в боях и походах... Казаки за свою преданность Христу, Царю и святому русскому Отечеству, наряду со свя щенниками и монахами, заслужили наибольшую ненависть большевиков и первыми взошли на свою Голгофу. Но именно казачество, обязанное своим возникновением Православию, вы жило и сохранилось до наших дней благодаря Православию, и его будущее - только с ним. Обращаясь к истории казачества, мы находим множество свидетельств и доказательств того, что казачество являлось в течение столетий одной из самых жизнеспособных разновидностей русских вооруженных сил, и не найдем ни одного случая, чтобы казаки не оказывались на высоте положения или же были виновниками неудач русской армии, русского оружия. «При родные способности казака: зоркость, находчивость, местопамятование, сноровка во всем, свойственная вообще людям, привычным на службе ходить без помочей и действовать чаще всего по собственному внушению, непоколебимая преданность долгу и верность престолу и отечеству, равно в вере отцов своих, в соединении с достаточною долею отваги, равно и спо собности переносить опасности и труды войны, всегда были отличительными чертами казака и вот почему из казаков всегда и во все войны выходили хорошие воины», - отмечал «Военный сборник» в 1869 г. (№ 4. С. 42). Высочайший профессионализм у казаков вырабатывался из поколения в поколение. Начи ная с 17-ти летнего возраста, они оставались в строю «доколе в силах» и увольнялись в от ставку только за старостью и совершенной неспособностью к службе. «Для того казак родится, чтобы царю на службе пригодиться», - гласила старинная поговорка. Принцип всеобщей воинской повинности*, принятый в 1874 г. для всего населения России, применялся к казачьим войскам с самого их появления и на практике осуществлялся гораздо полнее, чем по отношению к прочему населению. В мирное время численность русской армии составляла 1,5% мужского населения империи. В казачьих войсках отношение штата мирного времени к войсковому населению мужского пола равнялось 4,3 (в Сибирском казачьем войске даже 4,9!) процента. В военное время отношение численности армии к составу мужского на селения империи повышалось до 4,2%, а в казачьих войсках - до 12,5. Казачьи войска в мирное время составляли 7,1% всей численности армии, в военное же вре мя воинский штат казачьих войск равнялся 7,2 процента всей численности русской армии на военном положении (Статистическое обозрение современного положения казачьих войск. - СПб. 1903.С. 34). О нелегкой службе говорят слова из песни: Хорошо житье казачье, Только служба тяжела. Уж мы, ходя, наедимся, Стоя выспимся всегда... «Соберемся-ка мы, казаченьки...» (Песни Сибирских казаков. Вып. 1. - Пг. 1916. С. 32). В военное время казаки выставляли большое и хорошо вооруженное войско в 330 тысяч воинов. Были в казачьих войсках не только великолепная казачья конница. Были пластуны-пе хотинцы, были артиллеристы-батарейцы, были казаки-моряки Каспийской и Амурской фло тилий, были казаки-землепроходцы, преодолевавшие и осваивавшие огромные пространства тайги и ледяных пустынь. Не нужно быть крупным специалистом в военном деле, чтобы по нять, что казачий уклад жизни являлся широкой и надежной базой подготовки первоклассных военных кадров, что давало огромное превосходство Русской армии над вооруженными силами сопредельных государств. В некоторых странах пытались создать такое же военное сословие. Прусский король Фридрих-Вильгельм III (1797-1840) в начале XIX в., восхищенный конницей М. И. Платова (28), одел часть своей кавалерии в казачью одежду и дал ей казачье вооружение. * «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного» (Свод За конов Российской Империи. - СПб. 1913. Глава восьмая. - О правахи обязанностях российских подданных. Ст. 70. С. 7).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2