Песни и марши сибирских казаков

«Руководстве для строевой и служебной подготовки казаков приготовительного разряда Оренбургского казачьего войска» (- Оренбург. 1888. С. 172). Отдавая все свои силы религиозно-нравственному воспитанию воина-патриота, священни­ ки в станичных храмах вели беседы и поучения: о преподобном Сергии Радонежском Чудот­ ворце, поучение на праздник Казанской иконы Божьей Матери, беседа в день кавалерского праздника ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия и другие. Храмы казачьи были лучшим местом для хранения военных реликвий. Сам факт помеще­ ния в храм боевых наград и знамен придавал им новое, духовное значение, как бы приобщая эти символы воинской доблести к Царству Божию, подчеркивая богоугодность воинских под­ вигов во благо Отечества. И в сибирских казачьих храмах, как и в других казачьих войсках, эта традиция бережно соблюдалась: так, в Никольском войсковом соборе* в г. Омске сибирские казаки как величай­ шую святыню хранили знамя Ермака (12) с изображением на одной стороне Святого Велико­ мученика Дмитрия Солунского (10), на другой - Архистратига Михаила (25), вдохновлявшего русских витязей-казаков во всех сражениях с храбрым и сильным противником. В песне «В девяносто первом годе» пели сибирские казаки: ... Божий дом. В этом доме мы бывали, Ермака знамя видали. Ермакове знамя есть Наша слава, наша честь. (Песни Сибирских казаков. Вып. 1. - Пг. 1916. С. 69). В годы Русско-японской (1904-1905 гг.) и Первой мировой (1914-1918 гг.), уходя на фронт, полки Сибирского казачьего войска, осененные знаменем Ермака, клялись служить верой и правдой Богу, Царю и Отечеству, как это делали их славные предки, и получали молитвенное благословение (в 1919 г. знамя было изъято из храма атаманом Б. В. Анненковым (3) и следы его затерялись в вихре Гражданской войны. ..)**. В храме хранился и орден Святого Великому­ ченика и Победоносца Георгия IV степени, принадлежавший прославленному полководцу, вы­ дающемуся администратору Западной Сибири и Туркестана и войсковому наказному атаману Сибирского казачьего войска в 1882-1889 гг. генералу от инфантерии Герасиму Алексеевичу Колпаковскому (17). А в алтаре Николаевской церкви Сибирского кадетского корпуса хранил­ ся небольшой походный серебряный складень, принадлежавший, по преданию, Генералисси­ мусу светлейшему князю Александру Васильевичу Суворову (39). * Казачий Никольский собор - памятник истории и архитектуры. Построен на народные пожертвования. В основу проекта собора легли чертежи выдающегося зодчего В. П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт- Петербурге и Москве. Храм строился с 1833 по 1840 год. Иконы для церкви были написаны академиком живопи­ си М. М. Мягковым и художником П. М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и А. И. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. Храм был освящен в июне 1840 г. протоиереем Дмитрием Понома­ ревым. Три престола были посвящены Св. Николе Чудотворцу, Св. Георгию Победоносцу, Св. Симеону Бого- приимцу и Св. Анне Прирочице. Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных станиц. При Казачьем Никольском соборе была открыта четырехклассная школа для девочек, в приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, 2 приходских Никольских училища (муж. и жен.), Николаевское мужское училище и 2 казачьих школы. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме. В соборе хранилось знамя Ермака и другие войсковые святыни. В советское время неоднократно проводи­ лись конфискации церковных ценностей. В ноябре 1928 г. городской Совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку купола... В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, управление кинофикации, кинотеатр «Победа». С 1966 г. здание находилось в запустении. В 1983 г. в бывшем соборе установили орган, и здесь был открыт зал органной и камерной музыки. В настоящее время храм возвращен церкви, в нем совершается богослужение, работает воскресная школа, в нем собираются казаки Сибирского казачьего войска, поминаются павшие казаки, воины Великой Отечественной войны, воины, павшие в локальных конфликтах. (Вибе П. П., Михеев А. П., Пугачев Н. М. Омский историко­ краеведческий словарь. - М. 1994. С. 100 - 101). ** Твердо уверен: Знамя Ермака обязательно будет найдено, и найдет его казак! - Ю. Ф.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2