Песни и марши сибирских казаков
слушала». В каждом казачьем полку были свой священник* и своя походная церковь, которую берегли как знамя. Религиозно-нравственное воспитание казака всегда было предметом особой заботы Церкви. Приобщение к религии и осмысление Веры в Бога в казачьих семьях начиналось с раннего детства. Дети в возрасте 5 -6 лет обязаны были с дедом, бабушкой, отцом, матерью**, стоя на коленях перед иконами (у казаков, как правило, было несколько икон в углу), читать молитвы с обращением к Богу. Казак, помолившись Богу, приступал к приему пищи, работе, с молитвой отходил ко сну. Со святой молитвой шел он и в смертный бой. «Дурной сын церкви не может быть сыном отечества, а потому казак должен всею душою, всеми намерениями и помышлени ями утвердиться в Законе Божием, в святой вере Христовой и в словах Царского устава. Чтобы быть исправным казаком, немного нужно: люби Бога, Государя и Отечество...», - говорится в * Важными фигурами казачьей общины являлись священники. Они обязательно присутствовали на станичных кругах, могли даже прервать их, хотя сами права голоса не имели. Создавали певческие хоры, церковные библи отеки, преподавали Закон Божий в школах, следили за нравственностью прихожан, проводили религиозно-нрав ственные беседы, вели учет родившихся, женившихся, умерших. ** Казаки придерживались формулы-: «Казаком надо родиться, казаком надо стать, казаком надо быть». В экстремальных условиях приграничной жизни выковывался не только характер воина-казака, но и совершен но особый тип женщины - казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, Сибири, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Мужчины-то постоянно были в походах (а они длились месяцами и годами - Ю.Ф.), на кордонах. А дома оставались старики, дети, - и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скоти ной, выращивали сады. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Казачка была не только неуто мимой труженицей, но и организатором. Всю работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жены казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Но казачки умели не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину шашку и ружье и дра лась насмерть, защищая детей и стариков. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца. И мужей ждать умели как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вер нутся ли - неизвестно. А казачки ждали. В Сибири бывало и того круче. Семен Дежнев отсутствовал дома 19 лет! Пока странствовал, сын вырос. Кто его на ноги поднял? Жена. Сама так и не дождалась мужа, умерла, а ребенка вырастила, воспитала, и казаком он стал, как отец. А на Дону, например, когда муж из похода возвращался, ка зачка, встречая его, первым делом кланялась в ноги коню. Благодарила, то не подвел в боях ее супруга, целым и невредимым доставил домой. Воинское начало у казаков вполне органично совмещалось с трудовым. Казачьи семьи были большими, иметь 7 - 8 детей считалось вполне нормально. И рождение сына празднова лось как рождение воина. Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком. Но дальше родив шемуся предстояло «стать» казаком. Сына учили стрелять, фехтовать, джигитовать. Дарили и жеребенка, чтобы он сам вырастил его - и нередко он с этим конем шел на службу. По сравнению с крестьянскими, мещанскими, даже дворянскими семьями, где лучшим методом воспитания считалась порка, казаки ребят наказывали крайне редко, разве что-то натворят совсем непотребное. И вырабатывалось чувство собственного достоинства. Лихость и удаль были главным критерием в играх казачат, их проказах. Они стремились отличиться в станичных состя заниях, скачках, кулачных боях, плясках. Поощрялась самостоятельность. Казачата без взрослых пасли лошадей и скот. Подростки организовывали ватаги для рыбалки и охоты, уходили в степь, в горы, тайгу - таким образом закреплялось чувство казачьего братства с теми самыми сверстниками, с которыми через несколько лет пойдут в полк. Девочка тоже училась «стать» настоящей казачкой. У нее тоже вырабатывалось особое достоинство, гордость, хозяйственность. Девочки учились стряпать, печь хлеб, шить, стирать, нянчить младших братьев и сестер. А после того, как «стал» казаком или казачкой, требовалось ими «быть»: жить по казачьим принципам, не из менять им. Возможность «быть» казаком определялась не только им самим, но и его семьей. Как будет служить казак, зависело и от того, как казачка «мужнину честь блюдет» и хозяйство ведет. «Быть» казаками значило и родить новых казачат. И помочь стать казаками. Воспитать, поставить на ноги. Вот и трудились, казак с казачкой, чтобы поднять 3 - 4 воинов. Совершенно особым было отношение к старикам. У крестьян причисление к старикам было обидным. Это значило - уже нахлебник. А у казаков старик —это всегда было почетно. Это носитель традиций, памяти, ветеран. Неуважение к нему являлось страшным прегрешением. При старших считалось неприличным сидеть (если они не позволят), курить, появляться не вполне одетыми. Молодой офицер первым здоровался со стариком-рядовым. Особенным почетом не только у казака, но и всей его семьи пользовалась шашка. Это был символ воинской чести. Ее любили, лелеяли, в доме она висела на видном месте. Казак старался обзавестись шашкой самого луч шего качества. Шашки передавались по наследству, были дедовскими. Шамбаров В. Е. Казачество: История вольной Руси. —М. 2007. С. 341 —342, 506 - 510.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2