Песни и марши сибирских казаков
да - станового хребта России. И в современных казачьих обществах продолжаются многона циональные традиции казачества. Казаки - часть русского, российского народа - Создателя и Хранителя нашей Державы. Наши деды, прадеды ценой нечеловеческих усилий, не щадя самих себя, собирая нам ве личайшее достояние - Русскую землю, сохранили нам главное ее украшение - Православную Веру. Вне Православия у казаков не было истории, нет и не будет, ведь казак - это не наци ональность, и не только воинская специальность, а прежде всего - это состояние духа. Вера Христова, православный дух - главный стержень казака, главная его жизненная сила. Исто рически, генетически в Вере Православной черпали и крепили казаки дух свой, свою ратную доблесть и мужество. В отличие от некоторых других слоев русского общества, среди казаков безбожников не было. Православие было не просто верой, а фундаментом все казачьей жизни. Православие определяло мировоззрение казака, направляло и освящало весь земной путь казака от креще ния до соборования: и рождение, и крещение, и венчание, и погребение. И хозяйственный год был связан с церковным. Неспокойная, полная опасностей и тревог боевая жизнь учила казаков ценить вечное, пре небрегая земным. Свою жизнь казак понимал как служение Богу и России, и в этом он видел смысл своего пребывания на земле. Именно казачество реализовывало в мирской жизни ду ховное совершенство, которое достигают лишь монахи. В некоторых войсках, например, у запорожцев, устав был сродни монашескому*. Ежедневная шестичасовая литургия для всего войска, беспрекословное послушание старшему - не за страх, а за совесть, всякое дело - с име нем Христа и Богородицы на устах. Запорожские казаки чтили церковные праздники и святых: праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. В честь Покрова Пресвятой Богородицы всегда устраивалась церковь в самой Сечи, и «под По кровом Богоматери запорожцы не боялись ни вражьего огня, ни грозной стихии, ни бури мор ской». Архистратиг Михаил был невидимым руководителем казаков на войне, а Святитель и Чудотворец Николай, издавна почитающийся на Руси, пользовался особым отношением казаков как покровитель всех плавающих, странствующих и путешествующих, как защитник казаков, совершавших длительные морские походы. Самые даты войсковых кругов в казачьих войсках приурочивались к церковным православным праздникам. Такое совмещение важных для казаков дел с православными праздниками было прямым следствием того душевного на строя, того трепетного, заботливого отношения к Православию, которое всегда отличало по давляющую часть казачества. Достойное первохристиан презрение к смерти, всегда проявляемое казаками, свидетельству ет о постоянной жизни в духе, преображающем душу и плоть. Казаки, безудержные, храбрые и мужественные воины в боевых походах, лихие рубаки в бесчисленных сражениях, смирялись у ворот Храма. Служа чистейшим образцом не только воинской доблести, но и набожности, казаки, не задумываясь, клали жизни на алтарь Отечества. Ибо знали: с ними Бог и непоколе бимая вера в правое дело умножения могущества и величия России. Любовь к церкви была естественным стремлением казака, его жизнью, и, по казачьим по нятиям, Родина там, где стоят родные церкви. Церковь для казака - самое главное достояние станицы, строили церковь обычно всем обществом. Храмы - от главного войскового до часовни в затерянном среди степей хуторе - были орга ничной частью повседневной казачьей жизни. Церковь никогда не стояла вне интересов ста ничного или хуторского общества, что и отражалось в характерных для казачества обычаях**. У казаков было принято входить в храм обязательно в форме и с холодным оружием, и во вре мя чтения Евангелия чуть обнажать клинок или класть руку на рукоять шашки, «чтобы сталь * Монастыри служили пристанищем увечных воинов. А в женские монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов. ** Основополагающими принципами внутренней организации казачьей общины являлась личная свобода всех членов общины, социальное равенство, взаимное уважение, возможность каждого казака открыто высказывать свое мнение на казачьем круге, являвшемся высшим управленческим органом казачьей общины, избирать выс шее должностное лицо - атамана и самим быть избранным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2