Песни и марши сибирских казаков
пополнения казачьего сословия власти широко использовали людей, ссылаемых в Сибирь за разные провинности*, а также пленных. Среди пленных начала XVIII века преобладали поля ки, ссылавшиеся в Сибирь и числившиеся в особом «литовском» списке служивых казаков. В начале XVIII века Петр I отправляет в Сибирь пленных шведов. Были среди казаков и пленные французы. Наконец, широко привлекались к воинской службе местные жители - «инородцы», являвшиеся одним из самых надежных источников комплектования сибирских казаков: в со ставе Сибирского казачьего войска в первой половине XIX века находился Сибирский татар ский полк. Большинство сибирских казаков считались русскими (великороссами). На 1 января 1914 г. таковыми считались 94,3%, и в их состав обычно включали и украинцев (малороссов) с бело русами. Среди сибирского казачества украинцев было около 6 процентов, белорусов - 3%. В 1914 г. на территории войска проживало: христиан - 73,58%, в том числе православных 67,97, иноверцев в войске - 26,42%, в т. ч. 26,31% магометан. У иноверцев насчитывалось 10 храмов. Всего же в казачестве служили люди сорока четырех национальностей. Служа в казачьих войсках, представители этих народов никогда не теряли своей национальной самобытности. Такое смешение народов составило неповторимый колорит, своеобразную гамму казачьих во йск, каждое из которых имело свою особую историю, и в ней по-своему отражались и общие для всех казачьих войск тенденции, и свои особенности культуры и быта, являвшиеся частью истории и культуры России. Казаки, преимущественно будучи православными, спокойно относились ко многим религи ям. Вряд ли казаки знали о существовании ст. 67-й «Свода Законов Российской Империи» (СПб. 1913. Глава седьмая. «О Вере». С. 8), но веру других народов уважали, и нисколько не притесняли ее. А статья эта гласила: «Свобода веры присвояется не токмо Христианам, ... но и Евреям, Магометанам и язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят Бога Все могущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствова ние Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укрепления силы Империи». В основе Веры казаков лежала идея любви к ближнему, и казак был готов «положить душу за други своя», умел ценить свободу и защищать ее. «Бог может быть у нас и разный, этого точно не знаем, но точно знаем - кровь в бою у нас одного цвета», - на этой заповеди основы валось веротерпимость казачества России. Весьма важно подчеркнуть, что, несмотря на полную веротерпимость казаков, основу каза чьей жизни всегда составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существо вать не могло. Казачество всегда считало себя русским по крови и религии, защитником Православной Веры и всегда крепко держалось сознания службы русскому православному государству. Именно Православие явилось тем фундаментом, на котором было создано и зиждется Государ ство Российское**. «Святая Вера Православная соединила разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский», - справедливо подчеркивает ми трополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Во все времена казаки знали, что русский народ есть народ государствообразующий, и не выделяли себя из русского наро * При Петре I отдаются царские указы «верстать на убылые места в казачью Сибирскую службу... ссыльных, которые присланы будут в службу» (Столетие Военного министерства. 1802 - 1902. Военно-тюремные уч реждения. - СПб. 1911. С. 68). «В 1770 году было зачислено в войско 138 запорожских казаков, которые во имя Православной веры и русского народа проводили беспорядкив Польше... Часть этих казаков была поселена на Пресногорьковской линии, где они до сих пор вспоминаются в любимой песне казаков-малороссов: «Ой на гори да женци жнуть» ...(Д . А. Симонов. Очерк службы № 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка. -М . 1901. С. 2 - 3 ) . ** ...Россия всем обязана была Православному христианству. Оно сплотило политический организм России и упрочило её могущество; оно всесторонне проникло собою в жизнь народа русского и наложило свою неиз гладимую печать на все проявления этой жизни, - можно сказать, Православие создало великое тело России и одухотворило его тело, стало поистине душою России. Царевский А. А. Значение православия в жизни и исто рической судьбе России. - Казань. 1898. С. 3-4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2