Песни и марши сибирских казаков

Чеченцы и дагестанцы составляли личную охрану Государя Императора Николая II. В начале XX в. в Русской армии имелось 4 отдельных конных (туземных) полка: Крымский конный полк Государыни Императрицы Александры Федоровны (Симферополь), 1-й Даге­ станский конный полк (Темир Хан Шура), Текинский конный полк (Ашхабад) и Осетинский конный дивизион (Ставрополь). 23-го августа 1914 г., в самом начале Первой мировой войны, Николай II издал высочай­ ший указ о создании Кавказской туземной конной дивизии, в состав которой вошли шесть полков - Кабардинский, 2-й Дагестанский, Чеченский, Татарский, Черкесский и Ингушский. В одном из боев Ингушский полк разгромил знаменитую немецкую «железную дивизию», которая считалась гордостью кайзеровской армии. В поздравительной телеграмме Николая II так описывалось это сражение: «Как горная лавина обрушился ингушский полк на герман­ скую «железную дивизию». В истории русского Отечества... не было случая атаки конницей вражеских частей, вооруженных тяжелой артиллерией... Менее чем за полтора часа перестала существовать «железная дивизия», с которой соприкасаться боялись лучшие войсковые ча­ сти наших союзников... Передайте от моего имени, царского двора и от всей русской армии братский привет отцам, матерям, женам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивших своим бессмертным подвигом начало конца германским ордам». В «дикой дивизии» не было ни одного случая дезертирства. За боевые заслуги ее бойцы не­ однократно награждались медалями и орденами высшего достоинства. Причем воины-мусуль­ мане с гордостью носили Георгиевские кресты («Российская газета». 2006. 24 января). В Белой армии был Сводно-кавалерийский полк 1-й Кавказской казачьей дивизии, где два эскадрона составляли русские православные люди, а еще два эскадрона - татарский и черкесский - были магометанскими. Казачество изначально было многонациональным и веротерпимым. Государство формировало и сформировало казачество как особый иррегулярный род войск, многонациональный по своему составу и обязанный защищать интересы всех народов России. В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но до­ минировал элемент славянский. Большая часть - русские (78%), на втором месте стояли укра­ инцы (17%), на третьем месте - буряты (2%), были также белорусы, осетины, якуты и другие. Большинство казаков исповедовали православие, при этом имелся большой процент старооб­ рядцев (особенно в Уральском (около 50%), Терском (15,6%), Донском (10,1%) войсках). По переписи 1897 г. в Области Войска Донского проживало 2 575 176 человек, в том числе войскового сословия (казаков) - 1 054 176 человек. Из общего числа: православных- 2 330 161, раскольников - 122 617, армяно-григориан - 27 551, ламаистов - 31 943, единоверцев - 5 636, прочих исповеданий - 56 268 человек (сюда включены католики, лютеране, сектанты, мусуль­ мане, иудеи). С незапамятных времен даже в столице казаков Черкасске отдельной станицей жили казаки-татары, исповедовавшие ислам. В 1805 г. с основанием города Новочеркасска казаков-татар перевели на новое место. Так появилась станица Татарская на р. Тузлов. В 1859 году в ней проживало около 800 казаков - 600 татар и 200 черкесов, стояли две мечети. В 1870 г. 2 262 калмыка, традиционной религией которых был буддизм, вошли в состав Во­ йска Донского. Переносные жилища калмыков образовывали поселения на колесах - сотни. В каждой сотне имелись кибитки, а на реке Маныч и в Рынцановской сотне - хурулы (мона­ стыри), выстроенные на «китайский манер». О первых казаках-католиках известно немного, но документы донесли до нас, что во время Азовского сидения* в 1637-1642 гг. при штурме казаками Азова подкопом и взрывом крепост­ ной стены руководил казак-немец Иоганн. Многонациональными являлись и другие казачьи войска, в том числе и Сибирское. Для * Азовское сидение - героическая оборона Азова донскими казаками в 1637-1642 гг. Летом 1537 г. казаки взяли Азов —мощную турецкую крепость, располагавшую 4-х тысячным гарнизоном и 200 пушками, и владели им в течение 5 лет. В начале 1641 г. огромное турецкое войско осадило Азов. Однако донцы (около 5,5 тыс. чел., в т. ч. 800 женщин) проявили исключительную стойкость и мужество в его обороне, отбивая многочисленные штурмы неприятеля. Понеся большие потери, турки вынуждены были снять осаду. Летом 1642 г. казаки сами оставили Азов, разрушив его укрепления. Героическая оборона Азова нашла отражение в повестях, песнях, рассказах об Азовском осадном сидении XVII в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2