Песни и марши сибирских казаков

идя вперед, пересекли его, вышли в современную Канаду, осваивая нынешние Орегон, Ва­ шингтон, дошли до Северной Калифорнии. Расположенный чуть к северу от Сан-Франциско Форт Росс стал крайней точкой продвижения русских по периметру Великого океана... Россия как великая держава состоялась во многом благодаря казакам! Постоянная готовность к смертной битве за Отечество выковала и высокий духовный об­ лик этих людей, одинаковый и в Запорожской Сечи, и на Тихом Дону, и в буйном Надтеречье, и в суровой Сибири, и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке - везде, где несли свою нелегкую службу казаки. Настолько крепок оказался этот идеал, что даже теперь, после семидесяти лет российской Голгофы, если и сохранился в ком праведный святорусский стержень, то это имен­ но казаки. Непростая история казачества, насчитывающая уже шесть веков, являющаяся составной и неотъемлемой частью истории нашего государства, содержит немало героических и дра­ матических страниц. Любой непредвзятый исследователь увидит в казаках и тружеников, и доблестных воинов, верой и правдой служивших Отечеству, и самых преданных защитников самодержавия, и активных участников «белого» движения, и героических защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, и одну из наиболее патриотически настроенной частей населения современной России. Героические и трагические вехи в истории казачества, этнические и культурные особенно­ сти его жизненного уклада - все это вызывает сегодня неподдельный и живой интерес. Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого, в том числе и казачьего, - социального, куль­ турного, политического, национального, героического, религиозного - не может быть понято ни настоящее, ни тем более будущее, становится аксиомой. Происходит, по существу, пере­ осмысление нашей национальной истории, которая в прошлом была не просто искажена, а тотально фальсифицирована. Настало время рассказать всю правду о казаках, их жизни, быте, богатой самобытной куль­ туре, ратных делах, о трагических страницах «расказачивания» 1920-1930-х годов, развеять домыслы и небылицы, которые длительное время окружали казаков как силу, считавшуюся реакционной и контрреволюционной, с которой якобы давно уже покончила советская власть. Назрела необходимость создания подлинной, без фальсификации и подчисток истории и Си­ бирского казачьего войска, которой мы имеем право гордиться: все российские владения в Азии были впервые разведаны и закреплены за Россией казаками, на всем громадном пространстве Азиатской России - от Уральских гор до Дежнева мыса и от Таймыра до Афганской границы - нет места, где в свое время не побывали бы казаки, приходившие всегда в роли первых засель- щиков, что русская Сибирь (страна с несметными природными ресурсами, почти вдвое пре­ вышающая европейский материк и составляющая восьмую часть земного шара) - создана при первом и прямом участии казачества, составлявшего основную массу военно-служилых людей и вообще русского населения края. Костяком казачества были люди наиболее свободолюбивые и отважные, ибо суть службы казачьей всегда имела единственную цель - быть полезным для службы государственной. Напомним: девизом сибирского казака, начертанным на его войско­ вом знаке, были и остаются слова: «ЦАРСКАЯ СЛУЖИЛАЯ РАТЬ». Все мы, сегодняшние сибиряки, в неоплатном долгу перед нашими предками, подарив­ шими нам эти благодатные земли, кои взрастили и вскормили поколения наших праотцев и даровали жизнь нам. Поэтому потомки всех былых казачьих войск, волею судеб оказавшихся в Сибири, во главу угла ставят вопросы изучения своей истории и культурного возрождения. Возродившееся казачество - явление многоплановое, во многом противоречивое, неодно­ значное. Казачество сформировалось на четырех столпах: Православие (можно с уверенно­ стью сказать, что казачество —это сплав воедино православного мироощущения с лучшими чертами характера русского человека: свободолюбием, стремлением к независимости, непри­ язнью ко всякому угнетению и принуждению, мужеством, твердостью, постоянством и в то же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2