Фабрика Ю. А., Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне, 1914-1918 гг.. Сибирь сражающаяся Т. 2

вавший на Дальний Восток, и 3 обратных поезда и снято с поездов 768 больных16. Начавшаяся с первых чисел октября 1905 г. обратная перевозка на родину запасных нижних чинов и строевых частей Маньчжурской армии в сильной степени осложни­ лась забастовками и волнениями на дорогах Сибирской магистрали. Перерыв телеграфных и почтовых сношений, деятельность агитации и стачечных комитетов, особенно в восточной части Сибирской дороги, нарушили основной порядок службы дорог, из-за чего число пропускаемых на запад поездов резко понизилось, запасы угля на дорогах значительно сократились, а движение на восток вагонов- теплушек для дальнейшего обеспечения перевозки войск почти остановилось. Запасные чины, следовавшие при та­ ких условиях на родину, нередко, под влиянием разных аги­ таторов, предъявляли на станциях требования о скорейшем отправлении поездов и сопровождали их иногда насилием [45, № 3, с. 35]. «...Событиями трёх последних месяцев 1905 г. железнодорожное движение было приведено в такое положение, какого не было даже в самые острые периоды затруднений, вызванных войной», - отмечал «Вестник пу­ тей сообщения» [45, № 7, с. 101]. Среди мер, предпринятых правительством и направ­ ленных на нормализацию железнодорожного сообщения и наведения порядка, было введение с 23 декабря 1905 г. во­ енного положения во всех уездах, по которым проходила Сибирская дорога в пределах СибВО (ранее военное поло­ жение в связи с войной с Японией действовало лишь в поло­ се отчуждения железной дороги (узкая полоса вдоль дороги в 25 саженей). В их числе были Каинский, Барнаульский, Томский, Мариинский уезды Томской губернии [92: Ф. 5. Оп. 2. Д. 145. Л. 42; Оп. 6. Д. 35. Л. 55]. 16Война с Японией. 1904-1905 гг. - Пг., 1914. - С. 10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2