Фабрика Ю. А., Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне, 1914-1918 гг.. Сибирь сражающаяся Т. 2

зёнными из европейской части России. В городе работало 7 отделений кредитных учреждений, 9 строительно-техниче- ских контор, 11 пароходных контор. Уже это перечисление торговых фирм характеризует Новониколаевск как торго­ вый и транспортный центр [86, с. 2-3; 230, с. 876-879; 332: 1932, т. 3, с. 784]. Новониколаевск занимает первое место в Томской гу­ бернии по торговому обороту на ярмарках. В 1911 г. на Но- вовониколаевской ярмарке6 сумма привоза составляла 19 751 ОООруб., сумма сбыта - 16 003 300 руб. [235, с. 24]. И это всё - помимо ряда торгово-промышленных пред­ приятий с многочисленными при них агентами и комиссио­ нерами, транспорта и других контор, разного рода складов и т. д. [92: Ф.Д-97. Оп.1. Д. 265. Л. 1-1об.]. Т а б л и ц а №2 Общий товарооборот городов Сибири (в тыс. пудов) 1900 г. 1912 г. Томск 2 500 8 400 Новониколаевск 4 400 30 000 Омск 5 000 25 000 Красноярск 1 400 8 000 П р и м е ч а н и е : [70:1914, № 15, с. 19.] Новониколаевск быстро превратился в большой железно­ дорожный узел и в важный речной порт, сильно перегнав дру­ гие города Сибири [92: Ф.Д-97. Оп. 1. Д. 32. Л. 110, 112 об.]. Станция Новониколаевск занимает первое место в Си­ бири по вывозу сельскохозяйственных грузов и грузооборо­ ту вообще [92: Ф.Д-97. Оп. 1., Д. 90, Л. 3]. 6Ярмарки бывали в Новониколаевском посёлке, в г. Барнауле, в сёлах Бердском, Крутихе, Смоленском и Камне [186, с. 51].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2