Фабрика Ю. А., Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне, 1914-1918 гг.. Сибирь сражающаяся Т. 2

ский поезд из Семипалатинска, а 23 октября состоялось тор­ жественное открытие Алтайской железной дороги [14, с. 154; 92: Ф. Д-97.0п. 1. Д. 227. Л. 84об.; 332: 1929. Т. 1, с. 83]. Алтайская железная дорога (Новониколаевск - Барнаул - Семипалатинск, с веткой Алтайская - Бийск) прошла по наиболее плодородной, богатой полезными ископаемыми и густонаселённой части Западной Сибири (Томский, Барна­ ульский, Бийский, Змеиногорский и Семипалатинский уез­ ды). Она стала связующим звеном практически всех круп­ ных центров Алтая с Европейской Россией. Алтайская дорога соединила Новониколаевск с Алтаем. Это ещё в большей степени увеличило значение Новонико- лаевска как торгово-транспортного узла [228, с. 354; 171, с. 172-173]. В военном отношении Алтайская железная дорога об­ легчила ускоренную доставку нижних чинов и новобран­ цев, в экономическом отношении - вывоз хлеба, скота, мас­ ла, мяса и т.п. [307: Ф. 1450. Оп. 7. Д. 3. Л. 63-63 об.]. Выход новой железной дороги в г. Новониколаевск22 ещё более усилил его экономическое и оборонное значение. 22 Великая Отечественная война 1941-1945 гг. резко изменила привычный характер работы железных дорог. Самой главной, первоочередной задачей железнодорожников стала доставка к фронту громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение. Нашим магистралям, крупнейшим железным до­ рогам на территории Западной Сибири - Томской и Омской же­ лезным дорогам, имевшим общую эксплуатационную длину 4,5 тыс. км, - предстояло, кроме воинских перевозок, осуществить значительные эвакуационные перевозки на восток. Уже 24 июня 1941 г. был введён воинский график движения поездов. Средне­ суточная скорость движения эшелонов была доведена от 700 до 900 км, отдельные поезда ходили со скоростью 1 100 - 1 200 км в сутки. Длина железных дорог Сибири увеличилась на 1 048 км [367, с. 46-47].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2