Фабрика Ю. А., Новониколаевск и новониколаевцы в Первой мировой войне, 1914-1918 гг.. Сибирь сражающаяся Т. 2

Вопрос о точках соединения проектируемой дороги с Транссибирской магистралью вызвал бурные дискуссии. Предлагались разные варианты, в том числе выход на стан­ ции Омск, Итат, Тайга (Поломошное), Мошково, Мариинск. Но проведение подробных изыскательских работ в течение ряда лет (1907, 1910-1912 гг.) доказало преимущество со­ единения с Транссибом в районе станции Новониколаевск по техническим условиям и по выгодам географического положения. С 1907 г. в борьбу за железнодорожный проект включа­ ются Новониколаевск, Барнаул, Бийск, Семипалатинск. В 1907-1910 гг. вопрос о новой магистрали был поставлен на заседаниях городских дум этих городов. В отстаивании про­ екта строительства железной дороги Новониколаевск - Бар­ наул - Бийск - Семипалатинск главную роль сыграл В.И. Жернаков, Городской Голова Новониколаевска (1909-1914) [230, с. 304-305]. В 1907 г. В.И. Жернаков писал: «Направление Алтай­ ской железной дороги Барнаул - Новониколаевск заслу­ живает несомненного предпочтения по государственным соображениям военно-стратегического характера. Город Ново-Николаевск занимает выгодное центральное геогра­ фическое положение в Западной Сибири... и благодаря этому военное ведомство наметило здесь крупную страте­ гическую базу для постоянной стоянки войск. В настоящее время в г. Ново-Николаевске расположены кроме местных войск два пехотных полка и артиллерийский дивизион, рас­ планировываются в черте города лагерное расположение, места под казармы, под артиллерийское и пехотное стрель­ бище, военные конюшни и проч. ...В Ново-Николаевске предполагается поместить ещё два полка; таким образом, здесь будет стоять целая пехотная дивизия» [92: Ф. Д-97. Оп. 1. Д. 19. Л. 14 об.].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2