Сборник материалов Конференции молодых специалистов НГОНБ - 2022
31 этого осознать самостоятельно. Важно показать, насколько давно была написана эта книга. В чём тогда ходили люди? Как жили? Как созда- вались книги и из чего? Если школьники знают, что такое пергамент, это уже хорошо, но для них – всё ещё не очень интересно. А если мы откроем Остромирово Евангелие и покажем небольшие ровные дыры на страницах и спросим, как именно они появились? Когда вни- мание детей привлечено, они могут действительно разглядеть книгу и запомнить её. Для них всегда важно обращение к их личному опыту. Сравнивая первые карты мира от знаменитых картографов с совре- менными картами Google, мы ни в коем случае не умаляем важности исторически важных трудов – мы лишь помогаем детям понять, как сильно отличается процесс создания карт тогда и сейчас. Показывая Изборник Святослава, мы должны понимать, что самым интересным, возможно, будет не сам текст, а наличие изображений знаков зодиака, среди которых им захочется найти свой. Занятия же с детьми старшего звена включают в себя более об- стоятельную лингвистическую работу. К Международному дню гра- мотности, Международному дню родного языка традиционно со- трудниками Центра русского языка проводится цикл интерактивных занятий по истории языка, этимологии и словообразованию. В про- цессе встреч происходит не только повторение уже изученного, по- скольку материал всегда соответствует возрасту учащихся, но и работа со словарями, которая не всегда осуществляется в школе. Учащиеся разбирают слова по составу, ищут производные слова, пытаются опре- делить происхождение того или иного слова. Главным показателем успешности проведения подобных занятий мы считаем действительно заметное включение в тему и результат языковой деятельности. Так подбор современных аналогов к уста- ревшим названиям частей тела помог одному ребёнку понять, почему перстень называется именно так, а рассмотрение этимологии слова «невеста» раскрыло целый ряд обычаев и традиций наших предков- славян. Именно такой разбор помогает иначе взглянуть не только на книги, но и на язык в целом: привычные слова начинают вызывать вопросы, и тогда, возможно, уже впервые ребёнок самостоятельно открывает словарь. Таким образом, проведение интерактивных занятий в стенах биб- лиотеки способствует знакомству с библиотечными ресурсами и укре- плению образовательно-просветительской деятельности как способа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2