Комплексный подход к популяризации краеведческого наследия...-2021
89 запасами, оружием, одеждою, если только они не будут разорять его промыслов» 1 . Крижанич говорит и о народах Сибири, о вере вогул, зырян, остяков, бурят, даур. Он, например, передаёт легенду о камлании шаманов, близкую Кунгурскому летописцу, включённому Ремезовым в «Историю Сибирскую». Не принимая все идеи Крижанича, часто возможно не до конца понимая его научного, историографического подхода к событиям времени, Ремезов, однако воспринимает то, что ему близко – просветительские идеи. В одной из глав «Истории Сибирской», как отмечалось выше, Ремезов излагает свою теорию просвещённой монархии. Он не ставит задачи создать политический трактат, и взгля - ды о значении разума, мудрости для правителя, не стремится изложить полностью. Позднее, в «Предисловии до ласкового читателя» в «Служебной чертежной книге», он вернётся к зна - чению просвещения для государства, но те взгляды будут выска - заны им уже в эпоху расцвета преобразований Петра I, в 1705– 1710 гг. Взгляды же на самодержца, высказанные Ремезовым в 1689–1690 гг. интересны именно тем, что выглядят они как пожелания Петру I в первые два года его царствования. Взгляды Крижанича гораздо сложнее ремезовских и представляют собой «политический идеал, приближающийся к «просвещённому абсолютизму», т. е. к тем идеям, которые усиленно развивались в Западной Европе позднее, в XVIII в. 2 Крижанич посвящает вопросам о государстве и государственном правлении целый труд, тогда как Ремезов все свои мысли о правлении сибирском и о монархе, «разумности», как необходимом компоненте само - державия, излагает в трёх небольших главах-притчах в конце «Истории Сибирской». Но квинтэссенция мыслей Крижанича 1 Повествование о Сибири. – С. 3. Ср. у Ремезова: «Максим же страхом одержимъ и с подданными своими отворилъ анбары хлебные, и по име - номъ полковыхъ писарей... дающе... на струги»; «А в поход Ермак на стру - ги дружине своей у Максима взимая с пристрастием, а не вовсе в честь или взаймы...» и далее: «ту многие запасы, ружье и вожей взял». – Кун - гурский летописец, статьи 7, 8, 11. 2 Трахтенберг О.В. Общественно-политическая мысль в России в XV– XVII веках // Из истории русской философии. Сб. ст. – М., 1952. – С. 94.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2