Комплексный подход к популяризации краеведческого наследия...-2021

87 он, – збыся пророчество Исаино, и христианским воином Ерма - ком со единодушною дружиною в Сибири исполнился глагол». В благословении Богом Ноя и сыновей Ремезов, прежде всего, видит благословение «жизни с небеси сибирянам»: «Имать Сибири действия дело и благослови Бог Ноя и сынов его». Или в статье «Древле христиане, страшни языком и Ермак», когда Ремезов рассказывает о том, что христианам «Бог всевышний дал силу, храбрость и спех...» и «един христианин гонит тысячу бусурман, а два двигнета тьмы», то добавляет: «И се быста деле благообразно сибиряном пример» (статья 148, л. 37). Ремезовы и Крижанич Высказанные С. У. Ремезов идеи перекликаются с идеями «Политики» Юрия Крижанича, который сыграл не последнюю роль в формировании социально-политических и философских взглядов Ремезова. Идеи Крижанича совпадали с мыслями нескольких поколений служилых сибирских людей, свидетелей и активных участников практически всех «бунташных» событий XVII в. Прямого указания на знакомство Семена Ремезова с Крижа - ничем, или, как его звали в Тобольске – Юркой Серблянином, нет. Однако с отцом Семёна Ремезова, Ульяном Мосеевым, Кри - жанич был знаком. Зная отца, ссыльный серб не мог не знать и сына. В эти годы Семён Ремезов уже принимал участие в ряде географических работ, а Ю. Крижанич, как известно, не выез - жая из Тобольска, прекрасно знал пути в Китай, интересовался вопросом о том, «соединено ли Ледовитое море с Восточным океаном» 1 , имел представление и о народах Сибири, причём в его сведениях много живого, видимо, непосредственно расска - занного ему очевидцами. Думается, что Ульян Ремезов, а с ним и его сын Семён Ремезов оказали непосредственное влияние на оформление географических и этнографических знаний Крижанича о Сибири. 1 Повествование о Сибири. Латинская рукопись XVII столетия. Изд. Г. Спасский. – Спб., 1822. – С. 42.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2