Комплексный подход к популяризации краеведческого наследия...-2021
86 годы «смуты» в Сибири конца XVII в. поставили эти вопросы перед Ремезовым. Ермак – один из «идеальных» правителей, в представлении сибирского слу - жилого люда. Размышление С. Ремезова о просвещенном правителе сибир - ском перекликаются с его мыс - лями о «мудром самодержце» в главе «Положение святых отце о верных слугах». Выбирая ряд афоризмов святых отцов, «сове - тующе самодержцем о верном слуге» и «перелагая» их, Реме - зов, кроме идеи о необходимо - сти «мудрого правителя» для Сибири, высказывает ряд сооб - ражений о преимуществах про - свещенного абсолютизма для России: «Лутче мудре укрепити единым, нежели ногим нераз - умством»; «яко муж мудр паче крепкого мудрость имея и лучше тяжателя велика»; «мудрость укрепляет мудраго паче сильных и лутче храбрых, храбрствующе без ума»; «мудраго дума паче многих рек и тою просветитца лице его», «аще свой дом добре строит, то и все добре устроит», и сего ради, утверждает Реме - зов, «подобает самодержцем мудрствовати» (статья 154, л. 38). Теоретизирования Ремезова имеют внешне чисто книж - ное происхождение, но вызваны самой жизнью, требованиями сибирского бытия XVII в. Именно поэтому, используя некото - рые положения Библии, Ремезов «подчиняет» их своим идеям или просто переводит в план сибирской тематики. Он исполь - зует проповеди Екклезиаста, «премудрости» Соломона и, кон - кретизируя их высказывания, связывает прямо с сибирскими событиями. Гибель Кучума, например, Ремезов непосредствен - но относит к пророчествам Исайи: «И о сем Кучуме, – говорит Рис. 34. Ермак в Чингиде. Рисунок к статье 29 «Истории Сибирской» С. У. Ремезова. Библиотека Российской Академии наук, Отдел рукописей, 16.16.5. Фрагмент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2