Комплексный подход к популяризации краеведческого наследия...-2021
57 народные войны (под предво - дительством Ивана Болотнико - ва и Степана Разина), реформы и раскол церкви, стрелецкие бун - ты исхода века, многочисленные внешние войны за расширение государственного пространства, колонизационные процессы, поглощавшие огромные массы населения – всё это приметы расшатывания старых и одно - временно формирование новых государственного, общественно - го и социального устройств. Всё это и есть «бунташность», когда в любой сфере жизни каж - дый без исключения человек, от царя до холопа, считал, по мет - кому выражению одного из судеб - ных дел XVII в., что может себе позволить «Дон заводить» 1 . Имен - но «бунташность», и как резуль - тат её – ломка каких-то привыч - ных жизненных концепций, отмечаются, прежде всего, особой активностью человека в миру, а в жизни духовной – расширением «сектора свободы» (термин Д.С. Лихачёва) и сферы «самовластия души». Потому в открывавшийся новый мир человек XVII в. вхо - дил разными путями, среди которых не последнее место занимал общественный труд и жажда познания. В конце века для таких людей надежду явила фигура Петра I, определившего целью их жизни «труд» и «общенаро дие» 2 . С.У. Ремезов именно так вошёл в свой век, на его рубеже, связав себя с «птенцами гнезда Петрова», сформулировал, как 1 Ф. 214, ст. 469. Дело Осипа Щербатого, 1648 г. «Дон» здесь олице - творяет лишь идею вольной, «самовластной» жизни, а не «разбойную Украину». 2 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – С. 236. Рис. 10. С. У. Ремезов. «Святая София – Премудрость Божия». Престольная икона Тобольского Успенского Софийского собора. Музей Томского государственного университета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2