История промышленности Новосибирска_Новый отсчет V_1986-2005
ИСТОРИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НОВО СИБИ Р С КА ровали в срок, а походные мастерские МТМ разъехались в раз ные районы на помощь совхозам. Многих рабочих мастерской сообщение о начале войны там и застало... ...Через день после объявления войны в МТМ состоялся митинг. Многие вернулись в город из колхозов по повесткам из военкоматов, и сегодня их провожали на фронт. В первую не делю войны на фронт с предприятия ушло тринадцать чело век, и почти все они привели себе в мастерскую замену. Сына, дочь, сестру, жену... Ни возраст, ни пол значения не имели. В мастерской из специалистов оставались лишь те, чей возраст превысил призывной. И тогда к станкам встала молодежь. Ремонтировали не только совхозную технику, но и воен ные автомобили. И военный заказ, разумеется, считался самым срочным. Первый ЗИС-5, предназначавшийся для отправки на фронт, ремонтировали круглосуточно. На борту написали: «Все для фронта, все для победы!». А в январе 1943 года поступил заказ на изготовление учебных минометов. Задание оказалось необычным во всех отношениях: устройство сообщили в общих чертах, технологию никто не разрабатывал. Все пришлось де лать самим. Тем не менее минометы освоили за неделю. В течение всех военных лет мастерская, кроме ремонта, занималась выпуском запасных частей к тракторам и автомо билям, так что предприятие уже тогда в какой-то мере опреде лило свою специализацию. Среди продукции мастерской значи лись поршни, катки «ленивца» к трактору ЧТЗ, ступицы ко робки скоростей к трактору НАТИ, запальные свечи. Случа лось и такое, когда из двух старых автомобилей собирали один и отправляли на фронт. Потом пришла Победа... Испытание огнем Для коллектива МТМ 1945 год стал очередной вехой раз вития. В июле сорок пятого Куйбышевская машинно-трактор ная мастерская получила новое имя: Куйбышевский механи ческий завод. К тому времени на предприятии имелись механи ческий, жестяной и литейный (с маленькой вагранкой) цехи, кузница, отгороженная от механического цеха фанерной пере городкой, находящиеся в помещении механического цеха заго товительный и сборный участки. Заводоуправление помещалось в бараке. Со всеми транспортными работами управлялись две лошади.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2