Историческая энциклопедия Сибири III

воевод, но уже под контролем и при участии Сената. Воен. дела в приказе решались совместно с Воен. колле­ гией и губернатором, вопросы внеш. торговли и погран. тамож. службы — с Коммерц-коллегией, Коллегией иностр. дел и губернатором. Сиб. губернаторы не раз обращались к властям с предложением о сокращении полномочий С. п. или его упразднении. В 1741 этот вопрос поставил И.А. Шипов , в нач. 1760-х гг. проект его ликвидации составил Ф .И . Соймонов. По указу от 15 дек. 1763 С. п. ликвидирован. Лит.: Акишин М .О . Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.: Структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 1999; Демидова Н .Ф . Сибирский приказ / / Власть в Сибири: XVI — начало XX в. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2005. М. О. Акишин СИБИРСКИЙ СОЮЗ ЗЕМСТВ И ГОРОДОВ (Сибземгор). 2—11 сент. 1918 в Томске проходил Всесиб. съезд городов и земств, в к-ром участвовало 46 делегатов от 28 земских объединений и 18 гор. само- упр-ний региона. На нем принимается решение образо­ вать Всесиб. союз земств и городов (Сибземгор), создать при нем экон. отд. и инструкторское бюро и добиваться открытия спец. вуза по подготовке деятелей для мест, самоупр-ния. Избран гл. комитет объединения в составе: пред. Н.В. Ульянов (пред. Томской губ. земской уп­ равы), зам. пред. П.Н. Дорохов (пред. Акмолинской обл. земской управы); чл.: В.О. Сидоров (чл. Томской уезд, земской управы), М.К. Сажин (пред. Курганской гор. управы), П.Д. Вагаев (пред. Минусинской гор. управы). Конфликт, ситуация возникла с легитима­ цией С. Его устав не регистрировался ни Временным Сибирским пр-вом, ни колчак. Советом министров. Только в февр. 1919 Мин-во внутр. дел заявило, что санкционирует деят-ть объединения при условии переиз­ брания гл. комитета союза. Лишь в сер. авг. 1919 пр-во П.В. Вологодского утвердило «Положение о союзах земств и городов», «Положение о временном главном комитете Всероссийского земского союза восточного отдела» и список его чл., но среди них не оказалось ни одного из чл. гл. комитета, избранных в сент. 1918. В апр. 1919 в С. входило 9 губ. (обл.) земств, 28 уезд, и 18 муницип. образований. С лета 1919 велась подготовка очеред. съезда земств и городов Сибири. Его предпо­ лагалось провести 1 окт. в Иркутске , но вскоре гл. комитет от этой идеи отказался и практически прекратил существование. По инициативе Иркутской губ. земской управы 11—24 окт. 1919 в Иркутске состоялось совеща­ ние земств и городов Сибири. На нем по предложению социалистов-революционеров было принято решение начать подготовку антиколчак. вооруж. выступления, создано Земское полит, бюро в составе Я.Н. Ходукина, Е.Е. Колосова , Б.А. Косминского, принявших позднее участие в формировании Политцентра. Лит.: Шиловский М .В . Политические процессы в Сибири в годы социальных катаклизмов 1917-1920 гг. Новосибирск, 2003. М. В. Шиловский СИБИРСКИЙ (МОСКОВСКИЙ) ТРАКТ, круп нейший из сиб. почт, трактов (см. тракт почтовый ). Весь тракт соединял Москву и Иркутск ; в Сибири осн. полотно проходило от урал. с. Тугулым ( Тобольская губ.) до Иркутска. С присоединением Амура (1860) продолжился до Владивостока сначала как верховая тропа, а потом тележная дорога. В XVI — 1-й пол. XVIII в. С. т. проходил сев. путем —через Соликамск, Верхотурье , Туринск , Тю­ мень и достигал Тобольска. В 1731 в России началось создание всеобщей системы ординарной почты , к-рая за Уралом должна была достигать Кяхты. Возникла необходимость стр-ва дороги восточнее Тобольска. Из­ начально тракт устраивался от Тобольска через Тару , Чаусский острог , Томск , Красноярск , Иркутск. В 1763 на западе началось стр-во тракта южнее: по линии Казань—Пермь—Екатеринбург—Тюмень—Ялуторовск— Ишим—Тюкалинск—Омск. Производилось ускоренное заселение полосы тракта мест, жителями и (с 1760) принуд, переселенцами — посельщиками из Европ. России, сданными в зачет рекрут. К 1780-м гг. тракт в осн. был заселен и устроен, хотя отд. уч-ки продолжали заселяться и обустраиваться до 1830-х гг. В первое время юж. путем пользовались преим. тор­ говцы; для почты осн. маршрутом до 1825 оставалась дорога от Тюмени через Тобольск и Тару на Каинск. К кон. XVIII в. юж. трасса С. т. стала осн. маршрутом сухопут. передвижения грузов; с 1825 — также осн. маршрутом почт, движения. Длина С. т. от границ Пермской губ. до Иркутска составляла 3 188 верст, от Иркутска до Кяхты —522,5 версты. В 1820-е гг. на «большой трактовой дороге» от границ Пермской губ. до Забайкалья существовало 904 моста общей протяж. 46 103 саж., гати общей протяж. 116 949 саж., 39 перевозов (вкл. 5 до Кяхты). К этому можно добавить по «большой непочтовой дороге» из Тю­ мени в Ишим 113 мостов длиной 1 780 саж., гатей 3 251 саж. и 6 перевозов. Их стр-во, ремонт и обслуживание производились за счет губ. земского сбора. Работа по сооружению и поддержанию в порядке инж. сооружений на гл. почт, тракте Сибири велась непрерывно. Только за 1826 и 1827 на гл. С. т. в Вост. Сибири построили 14 мостов. С их актив, стр-вом связано сокращение числа перевозов ко 2-й пол. XIX в. В 1895 на тракте от Тюмени до Кяхты (без захода в Тобольск) насчи­ тывалось 22 переправы и перевоза через круп. реки. Типичное оборудование переправ составляли плаш­ коуты, иначе называвшиеся «самолетами». Плашкоут являл собой платформу из 2 лодок с настилом и руля­ ми, перемещавшуюся по канату, протянутому поперек реки. Поворачивая плашкоут одним или др. боком к течению, рулевой обеспечивал передвижение к одному или др. берегу за счет силы течения. Помимо рулевого, для обслуживания плашкоута требовался причалыцик, скидывающий и накидывающий чалки на пристанях. По тракту между Томском и Иркутском перевозилось до 4,5 млн пуд. разных товаров в год. Тысячи при- трактовых крест, хоз-в вовлекались в гужевой извоз и дворничество (содержание постоялых дворов для постоя ямщиков и их лошадей), содержание почт, станций. По С. т. этапировались сосланные в Сибирь. Для этого начиная с 1822—23 на тракте построили этапные и полуэтапные здания, где ссыльные размещались на ночлег и дневки. В 1865 пешее передвижение ссыльных по Зап. Сибири сменилось перевозкой их спец. бар­ жами, этапы оказались упразднены. В Вост. Сибири пешее движение ссыльных между Томском и Иркутском продолжалось до введения в строй Транссибирской магистрали. Всего в Сибирь со 2-й пол. XVIII в. до 1898 было сослано более 1 млн чел. Значит, часть из них прошла по этапному тракту. Содержание тракта являлось обязанностью мест, по­ датного населения. До 1822 сочетались разные способы обслуживания тракта —отработки мест, жителей либо наем ими же подрядчиков по устройству полотна дороги, фашинников (гатей), мостов и перевозов. С введением Устава о сухопутных сообщениях (1822) сиб. начальство предприняло попытку обслуживать тракт силами т. н. военно-рабочих. После неудачи этой попытки для крес­ тьян установили натур, дорожную повинность. Пятая часть работоспособ. крестьян в возрасте от 17 до 60 лет обязывалась ежегодно в течение месяца отработать на устройстве или ремонте полотна дороги. Вместе с тем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2