Историческая энциклопедия Сибири III
воевод, но уже под контролем и при участии Сената. Воен. дела в приказе решались совместно с Воен. колле гией и губернатором, вопросы внеш. торговли и погран. тамож. службы — с Коммерц-коллегией, Коллегией иностр. дел и губернатором. Сиб. губернаторы не раз обращались к властям с предложением о сокращении полномочий С. п. или его упразднении. В 1741 этот вопрос поставил И.А. Шипов , в нач. 1760-х гг. проект его ликвидации составил Ф .И . Соймонов. По указу от 15 дек. 1763 С. п. ликвидирован. Лит.: Акишин М .О . Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.: Структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 1999; Демидова Н .Ф . Сибирский приказ / / Власть в Сибири: XVI — начало XX в. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2005. М. О. Акишин СИБИРСКИЙ СОЮЗ ЗЕМСТВ И ГОРОДОВ (Сибземгор). 2—11 сент. 1918 в Томске проходил Всесиб. съезд городов и земств, в к-ром участвовало 46 делегатов от 28 земских объединений и 18 гор. само- упр-ний региона. На нем принимается решение образо вать Всесиб. союз земств и городов (Сибземгор), создать при нем экон. отд. и инструкторское бюро и добиваться открытия спец. вуза по подготовке деятелей для мест, самоупр-ния. Избран гл. комитет объединения в составе: пред. Н.В. Ульянов (пред. Томской губ. земской уп равы), зам. пред. П.Н. Дорохов (пред. Акмолинской обл. земской управы); чл.: В.О. Сидоров (чл. Томской уезд, земской управы), М.К. Сажин (пред. Курганской гор. управы), П.Д. Вагаев (пред. Минусинской гор. управы). Конфликт, ситуация возникла с легитима цией С. Его устав не регистрировался ни Временным Сибирским пр-вом, ни колчак. Советом министров. Только в февр. 1919 Мин-во внутр. дел заявило, что санкционирует деят-ть объединения при условии переиз брания гл. комитета союза. Лишь в сер. авг. 1919 пр-во П.В. Вологодского утвердило «Положение о союзах земств и городов», «Положение о временном главном комитете Всероссийского земского союза восточного отдела» и список его чл., но среди них не оказалось ни одного из чл. гл. комитета, избранных в сент. 1918. В апр. 1919 в С. входило 9 губ. (обл.) земств, 28 уезд, и 18 муницип. образований. С лета 1919 велась подготовка очеред. съезда земств и городов Сибири. Его предпо лагалось провести 1 окт. в Иркутске , но вскоре гл. комитет от этой идеи отказался и практически прекратил существование. По инициативе Иркутской губ. земской управы 11—24 окт. 1919 в Иркутске состоялось совеща ние земств и городов Сибири. На нем по предложению социалистов-революционеров было принято решение начать подготовку антиколчак. вооруж. выступления, создано Земское полит, бюро в составе Я.Н. Ходукина, Е.Е. Колосова , Б.А. Косминского, принявших позднее участие в формировании Политцентра. Лит.: Шиловский М .В . Политические процессы в Сибири в годы социальных катаклизмов 1917-1920 гг. Новосибирск, 2003. М. В. Шиловский СИБИРСКИЙ (МОСКОВСКИЙ) ТРАКТ, круп нейший из сиб. почт, трактов (см. тракт почтовый ). Весь тракт соединял Москву и Иркутск ; в Сибири осн. полотно проходило от урал. с. Тугулым ( Тобольская губ.) до Иркутска. С присоединением Амура (1860) продолжился до Владивостока сначала как верховая тропа, а потом тележная дорога. В XVI — 1-й пол. XVIII в. С. т. проходил сев. путем —через Соликамск, Верхотурье , Туринск , Тю мень и достигал Тобольска. В 1731 в России началось создание всеобщей системы ординарной почты , к-рая за Уралом должна была достигать Кяхты. Возникла необходимость стр-ва дороги восточнее Тобольска. Из начально тракт устраивался от Тобольска через Тару , Чаусский острог , Томск , Красноярск , Иркутск. В 1763 на западе началось стр-во тракта южнее: по линии Казань—Пермь—Екатеринбург—Тюмень—Ялуторовск— Ишим—Тюкалинск—Омск. Производилось ускоренное заселение полосы тракта мест, жителями и (с 1760) принуд, переселенцами — посельщиками из Европ. России, сданными в зачет рекрут. К 1780-м гг. тракт в осн. был заселен и устроен, хотя отд. уч-ки продолжали заселяться и обустраиваться до 1830-х гг. В первое время юж. путем пользовались преим. тор говцы; для почты осн. маршрутом до 1825 оставалась дорога от Тюмени через Тобольск и Тару на Каинск. К кон. XVIII в. юж. трасса С. т. стала осн. маршрутом сухопут. передвижения грузов; с 1825 — также осн. маршрутом почт, движения. Длина С. т. от границ Пермской губ. до Иркутска составляла 3 188 верст, от Иркутска до Кяхты —522,5 версты. В 1820-е гг. на «большой трактовой дороге» от границ Пермской губ. до Забайкалья существовало 904 моста общей протяж. 46 103 саж., гати общей протяж. 116 949 саж., 39 перевозов (вкл. 5 до Кяхты). К этому можно добавить по «большой непочтовой дороге» из Тю мени в Ишим 113 мостов длиной 1 780 саж., гатей 3 251 саж. и 6 перевозов. Их стр-во, ремонт и обслуживание производились за счет губ. земского сбора. Работа по сооружению и поддержанию в порядке инж. сооружений на гл. почт, тракте Сибири велась непрерывно. Только за 1826 и 1827 на гл. С. т. в Вост. Сибири построили 14 мостов. С их актив, стр-вом связано сокращение числа перевозов ко 2-й пол. XIX в. В 1895 на тракте от Тюмени до Кяхты (без захода в Тобольск) насчи тывалось 22 переправы и перевоза через круп. реки. Типичное оборудование переправ составляли плаш коуты, иначе называвшиеся «самолетами». Плашкоут являл собой платформу из 2 лодок с настилом и руля ми, перемещавшуюся по канату, протянутому поперек реки. Поворачивая плашкоут одним или др. боком к течению, рулевой обеспечивал передвижение к одному или др. берегу за счет силы течения. Помимо рулевого, для обслуживания плашкоута требовался причалыцик, скидывающий и накидывающий чалки на пристанях. По тракту между Томском и Иркутском перевозилось до 4,5 млн пуд. разных товаров в год. Тысячи при- трактовых крест, хоз-в вовлекались в гужевой извоз и дворничество (содержание постоялых дворов для постоя ямщиков и их лошадей), содержание почт, станций. По С. т. этапировались сосланные в Сибирь. Для этого начиная с 1822—23 на тракте построили этапные и полуэтапные здания, где ссыльные размещались на ночлег и дневки. В 1865 пешее передвижение ссыльных по Зап. Сибири сменилось перевозкой их спец. бар жами, этапы оказались упразднены. В Вост. Сибири пешее движение ссыльных между Томском и Иркутском продолжалось до введения в строй Транссибирской магистрали. Всего в Сибирь со 2-й пол. XVIII в. до 1898 было сослано более 1 млн чел. Значит, часть из них прошла по этапному тракту. Содержание тракта являлось обязанностью мест, по датного населения. До 1822 сочетались разные способы обслуживания тракта —отработки мест, жителей либо наем ими же подрядчиков по устройству полотна дороги, фашинников (гатей), мостов и перевозов. С введением Устава о сухопутных сообщениях (1822) сиб. начальство предприняло попытку обслуживать тракт силами т. н. военно-рабочих. После неудачи этой попытки для крес тьян установили натур, дорожную повинность. Пятая часть работоспособ. крестьян в возрасте от 17 до 60 лет обязывалась ежегодно в течение месяца отработать на устройстве или ремонте полотна дороги. Вместе с тем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2