Историческая энциклопедия Сибири III
САКАЧИ-АЛЯНСКИЕ 5 Лит.: Дере вянко А .П ., Ламин В.А. Вместо предисловия / / Сибирь в XVII—XX вв.: демографические процессы и общественно- политическая жизнь: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2006. САГАЛАЕВ Андрей Маркович (8 апр. 1953, Бу- зулук Чкаловской обл. — 20 июня 2002, Колпашево Томской обл.), историк, д-р ист. наук (1992), проф. (1998). Окончил ист.- ? >илол. фак-т Томского гос. ун-та 1976; ТГУ). В 1976-77 - стажер- исследователь каф. антропологии и этнографии ист. фак-та Ленинград ского гос. ун -та , в 1977—80 — аспирант этой же каф. С 1981 —ст. лаборант, мл., ст. науч. сотр. Ин-та истории, филологии и философии СО АН СССР (с 1991 - Ин-та археологии и этнографии СО АН СССР (РАН), в 1991—92 —ведущий науч. сотрудник. В 1992—94 — исполнит, дир. Алтайского междунар. центра гуманитарных и биосферных исслед-й (Н о восибирск). По совмест. в 1981—94 — преподаватель каф. всеобщей истории Новосибирского гос. ун-та , в 1992—94 —ведущий, гл. науч. сотр. Ин-та археологии и этнографии СО РАН. С 1994 —проф., с 1995 —зав. каф. всеобщей истории и правоведения (в дальнейшем — каф. всеобщей истории) ТГПУ. По совмест. с 2000 — проф. каф. археологии и ист. краеведения ист. фак-та ТГУ. В 1996—97 — проф. университета штата Илли нойс, в 2001—02 —проф. университета штата Вайоминг, где на англ. яз. прочитал курсы: «ТЬе реор1ез апб сикигез о^ ЗПэепа», « З Ь а т а т з т апб рори1аг ЪеНеЬ т ЗИэепа» (1996—97), «ЗШепап зЬашашзт: Ьоокгщ* 1Ъг Н 1 е Ьагтопу о^ ^Ье \уог1с!» (2001—02). Сфера науч. интересов —архаичное мировоззрение и духов, культура корен, народов Юж. и Зап. Сибири, про блема взаимодействия мировоззрения корен, народов Сибири и «больших» религий, мифология урало-алт. народов Зап. Сибири. Участвовал в работе этногр. экспедиций в Хакасии, на Алтае, севере Зап. Сибири, в Вост. Сибири, археол. экспедиций в Хакасии, на Алтае, в Японии (префектура Гумма). С кон. 1990-х гг. исследовал проблему «миф и вещь» на материалах этнографии урало-алт. народов Сибири, разработал концепцию сиб. шаманизма как особой формы натур философии природы. Соч.: Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатские влияния. Новосибирск, 1984; Религия народа манси: Культовые места (X IX —нач. XX в.). Новосибирск, 1986 (соавт.); Традицион ное мировоззрение тюрков Юж. Сибири. Новосибирск, 1988—1990. Ч. 1—3 (соавт.); Легенды и были таежного края. Новосибирск, 1989 (соавт.); Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск, 1991; Г.Н. Потанин: Опыт осмысления личности. Новосибирск, 1991 (соавт.); Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992; Мифология манси / / Энциклопедия уральских мифологий. Новосибирск, 2001. Т. 2 (соавт.). Лит.: Профе с сора Томского университета: Биогр. словарь (1 9 8 0 -2 0 0 3 ). Томск, 2003. Т. 4, ч. 1. САЗОНОВ Анатолий Владимирович (1861, Москва — 9 марта 1927, Шанхай), революционер, обществ, и гос. деятель. Окончил Петровско-Разумовскую академию. Чл. «Народной воли», затем партии социалистов-револю- ционеров, принадлежал к ее прав, крылу, государствен ник. В 1908 за рев. деят-ть сослан в с. Витим на Лене. С 1916 жил в Новониколаевске и служил сначала секр. Комиссии сиб. кооперативов по закупкам и сбыту, затем — чл. правления Союза сиб. кооп. союзов «Закупсбыт». После Февр. революции избран товарищем пред. мест, комитета обществ, порядка и безопасности, пред. уезд, совета крест, депутатов. Участник Демократического совещания и депутат Временного совета Российской республики (Предпарламента). Окт. революцию не принял. Активно участвовал в областнич. движении. После разгона большевиками временной Сибирской областной думы назначен уполномоченным Временно го Сибирского пр-ва (ВСП) по Зап. Сибири. Активно работал в антисов. подполье, обеспечивая ему финанс. содействие со стороны кооперации. В авг. 1918 и. о. новониколаевского уезд, комиссара ВСП, с сер. сент. был ред. новониколаевской газ. «Народная Сибирь». В окт. 1918 избран пред. Совета всесиб. кооп. съездов (Всекосовета), один из лидеров Омского блока полит, партий и обществ, групп, поддержавших воен. диктату ру адм. А .В. Колчака. В 1919 редактировал омскую газ. «Заря» и состоял чл. Гос. экономического совещания. В 1920 уехал в Харбин, а затем в 1921 во Владивос ток , где избирался депутатом Народного собрания Дальневосточной республики , чл. Дальневосточного комитета сиб. областников-федералистов и пред. Совета уполномоченных автономной Сибири. После 1922 жил в Японии и Китае. До конца жизни оставался неприми римым противником большевиков. Лит.: Якушев И. Памяти Анатолия Владимировича Сазонова / / Вольная Сибирь: Обществ.-экон. сб. Прага, 1927. № 2. В. И. Шишкин САЙДУКОВЫ (Нигматулла, Рахматулла, Хабибул- ла), семья купцов и меценатов из с. Ембаево (Бухарская инородческая вол. Тюменского у. Тобольской губ.), сыгравшая важную роль в развитии сиб. татар, куль туры. Н. С. (1829—1901) не имел образования, но внес значит, вклад в культуру мест, мусульм. населения, в части., выписывая мн. татар, и рус. газеты и журналы, в т. ч. джадидскую газ. «Тарджиман» И. Гаспринского. В 1884—88 создал первую мусульм. 6-ку из закупленных в Египте, Сирии, Иерусалиме и Туркестане книг (в 1913 — 2,2 тыс. т., вт . ч. рук.). В 1890 способствовал переходу медресе на новый метод обучения, для чего приглашал учителей-джадидов, большое внимание уделял препо даванию шакирдам рус. яз. и мн. светских предметов. Благодаря деят-ти С. Ембаевское медресе стало самым престиж, из мусульм. учеб. заведений, а построенная мечеть —одной из красивейших в Сибири. И. Б. Борифуллин, Г. И. Зиннатулина, А. П. Яркое САКАЧИ АЛЯНСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ . Располо жены в ср. теч. Амура на прав, берегу. Обследованы и опубликованы А .П . Окладниковым. Обнаружены более 100 лежащих на песчаных отмелях базальт, валу нов, на к-рых выявлены древ, рисунки. Изображения нанесены техникой точечной выбивки. Большинст во их относится к эпохе неолит а , часть к мохэс- кому времени. Гл. сюжетом являются своеобразно стилизов., разнообраз. в деталях антропоморф, лица овальной, яйцевидноовал ., сердцевид., трапецие- вид., подпрямоуг., с овальной вершиной и прямым осно ванием, череповид. формы. Имеются изображения отд. элементов человеч. лица (глаза, рот, ноздри). Контуры личин часто заполнены прямыми линиями, спиралевид. узорами, точками, возможно, обозначающими раскраску или татуировку. Нек-рые личины оконтурены по пери метру лучами, а также изображениями волос и укра шений. Размеры рисунков от почти метровых до мини атюрных. Сходство личин с изображениями на неолит, посуде позволяет отнести С.-А. п. к вознесеновской культуре. Присутствуют изображения лодок, имеющих дугообраз. форму, с приподнятыми носом и кормой. На лодках верт. черточками показаны люди, порой с раздво енными в виде рожек головками. Кроме того, к неолит, очевидно принадлежат изображения животных —лосей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2