Историческая энциклопедия Сибири III

ходились в его составе до апр. 1953. В 1956 Зап.-СибВО вновь переименован в СибВО. В состав округа вошли тер. Алтайского и Красноярского кр., Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской обл., Тувинской АССР. Приказом министра обороны РФ от 26 нояб. 1993 официально восстановлена ист. дата образования СибВО —6 авг. 1865. Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 27 июля 1998 и приказом минист­ ра обороны РФ от 11 авг. 1998 СибВО объединен с Забайкальским воен. окр. В состав округа вошли 16 субъектов РФ: 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия ), 2 края (Алтайский, Красноярский), 6 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская), 4 авт. округа (Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть- Ордынский Бурятский, Эвенкийский). Штаб вновь образованного (объед.) СибВО разместился в Чите. В новом составе округ начал действовать с 1 дек. 1998. Правопреемником ист. пути бывш. СибВО является 41-я общевойсковая армия, упр-ние к-рой разместилось в Новосибирске. Командующие войсками: ген. от инф. А.О. Дюга- мель (1865—66), ген. от инф. А .П. Хрущов (1866—75), ген. от инф. Н.Г. Казнаков (1875—81), ген.-лейт. Н.Г. Мещеринов (1881—82), ген. от инф. Г.А. Колпа- ковский (1882—89), ген.-лейт. М. А. Таубе (1889—1900), ген.-лейт. А.Ф. Карпов (вр. и. д., 1900—01), ген. от инф. Н.И. Сухотин (1901—06), ген.-лейт. И.П. На­ даров (1906—08), ген. от кав. Е.О. Шмит (1908—15), ген. от кав. Н.А. Сухомлинов (1915—17), ген.-майор Г.В. Григорьев (1917), полк. М. Прединский (1917), прапорщик П.Н. Половников (1917), штабс-капитан A.И. Телицын (1917—18), ген.-лейт. М .К. Менде (гл. начальник, 1918), ген.-лейт. А.Ф. Матковский (1918-19), М.О. Шипов (1919-20), И.Л. Коган (1920), B.И. Шорин (1920—21), С.В. Мрачковский (1922—23), Н.Н. Петин (1923, 1925-28), Я.П. Гайлит (1923-24, 1933—37), Р.П. Эйдеман (1924—25), М .М . Лашевич (1925), Н.В. Куйбышев (1928—30), М.К. Левандовский (1930—33), комкор М.А. Антонюк (1937—38), ген.-лейт. C.А. Калинин (1938—41), ген.-лейт. Н.В. Медведев (1942—44), ген.-лейт. В.Н. Курдюмов (1944—46), ген. армии А.И. Еременко (1946—53), ген.-полк. Н.П. Пухов (1953—57), ген.-полк. П.К. Кошевой (1957—60), ген,- полк. Г.В. Бакланов (1960—64), ген.-полк. С.П. Иванов (1964—68), ген.-полк. В.Ф. Толубко (1968—69), ген.- полк. М.Г. Хомуло (1969—78), ген.-полк. Б.В. Снетков (1979-81), ген.-полк. Н.И. Попов (1981—84), ген.-полк. В.А. Востров (1984—86), ген.-полк. Н.В. Калинин (1986—87), ген.-полк. Б.Е. Пьянков (1987—91), ген.- полк. В.А. Копылов (1991—97), ген.-полк. Г.П. Кас- перович (1997—98), ген.-полк. Н .В . Кормильцев (1998—2001), ген. армии В.А. Болдырев (2001—02), ген. армии Н.Е. Макаров (с 2002). Лит.: В пламени и славе. Очерки истории Сибирского воен­ ного округа. Новосибирск, 1969; Фабрика Ю .А . Сибирский щит. Новосибирск, 2001. Д. Г. Симонов СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Сибгосопера), 1-й в Сибири стационар, опер, театр. Создан Сибревкомом в 1920 в Омске как регион, (общесиб.) театр оперы и драмы. Названия: Сиб. сов. гос. театр оперы и драмы (1920-21), Сиб. гос. театр муз. драмы (1922—25), Сиб. гос. оперный театр (1926—34). 1-й сезон в Омске начался в нояб. 1920 драмой А. Ос­ тровского «Гроза», оперой А. Бородина «Князь Игорь» и симф. концертом. В течение 1-го сезона поставлено 7 опер, репертуар 2-го включал 20 названий. В 1922 опер, коллектив переведен в Новониколаевск (Новоси­ бирск), драм, остался в Омске. В Новониколаевске С. размещалась в центр, клубе города —Рабочем дворце. 1-м спектаклем 15 нояб. 1922 стала опера А. Дарго­ мыжского «Русалка». В соотв. с действовавшей с дорев. времен практикой формирования театр, коллективов труппа обновлялась почти ежегодно. Часто сменялись дирижеры (Ю.М. Юровецкий, К.Ф. Брауэр, А.В. Пав­ лов-Арбенин, Я.А. Позен, М.Я. Крамер, Б. Врана), балетмейстеры (Н .М . Сокольский, Ф .В . Троянов­ ский, Е.А. Пушкина, Р.И. Баланотти), хормейстеры (Л .И . Виссонов, С .Ф . Абаянцев). В разные сезоны работали режиссеры Я. А. Гречнев, И.П. Варфоломеев, А.А. Эйхенвальд (реж. и дирижер), И.И. Просторов. В осн. это проф. музыканты и режиссеры, изв. своей работой во мн. театрах России и Сибири. Труппа была постоянно укомплектована солистами, способными осво­ ить большой и сложный репертуар. Достаточными для провинц. театра исполнит, возможностями обладали хор и оркестр. Медленно формировалась балет, труппа. Од­ нако уже в 1-м сезоне, наряду с танц. сценами в операх, поставлены балеты «Шопениана» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Осенью 1922 открыта балет, студия при театре. С приездом группы солистов балета Одесского театра в 1926 во гл. с балетмейстером и исполнительницей партий классич. репертуара Е.А. Пушкиной ситуация измени­ лась. Поставлены балеты «Лебединое озеро», «Красный мак», «Корсар», «Вальпургиева ночь» и др. Наиболее плодотворно С. работала в 1922—27. В репертуар вхо­ дили попул. произведения рус. («Русалка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Демон», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Снегурочка», «Золотой петушок», «Дубровский», «Мазепа», «Майская ночь») и зарубеж. классики («Фауст», «Кармен», «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата», «Риголетто», «Лакме», «Самсон и Далила», «Сказки Гофмана», «Отелло»). Шли также оперы, мало свойственные провинц. театрам, —«Хован­ щина», «Руслан и Людмила», «Гугеноты», «Принцесса Турандот», сложные в постановочном или муз.-стилис- тич. отношениях. Ставились 1-е сов. оперы («Трильби» А. Юрасовского, «Орлиный бунт» А. Пащенко). Для «актуализации репертуара» предпринимались попытки переработки произведений (либретто) оперной классики. Напр., в сезоне 1924/25 шла опера «В дни Коммуны» (действие оперы Дж. Пуччини «Тоска» перенесено в Париж 1871). В утверждениях своих худ. позиций С. выступала как последовательный преемник рус. реа- листич. театра. Репертуар ее 14 сезонов включал ок. 60 названий. Из них 15 произв. рус. опер, классики, 16 европ., 5 сов. опер (в т. ч. 2 «переделки»), 10 балетов. Представлены имена рус. (М. Глинка, А. Даргомыж­ ский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Рубин­ штейн, Э. Направник, М. Мусоргский) и европ. опер, композиторов (Дж. Верди, Ш. Гуно, Дж. Россини, Ж. Бизе, Дж. Пуччини, Ж. Массне, Д. Мейербер). Ставились оперетты (13 назв.), в осн. классич. («Кор- невильские колокола», «Цыганский барон», «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Марица», «Прекрасная Елена»), а также «Женихи» И. Дунаевского. В 1929 оперетта отделилась от оперы в самостоят. труппу. На рубеже 1920—30-х гг. в Новосибирске усилились пролет­ культовские нападки на Сибгостеатр и опер, искусство в целом как «буржуазный» жанр, чуждый рабочему зрителю. Сезон 1927/28 С. начала в Томске, в 1928 труппа выехала в Иркутск, сезон 1929/30 прошел в Перми. След. (1930/31) сезон начался в Томске, а закончился в Новосибирске. В 1932 здание С. в Но­ восибирске передано драм, театру «Красный факел». Спец. здание опер, театра (Дворец науки и культуры, будущий Новосибирский гос. театр оперы и балета) только начало строиться. В 1932—34 С. работала в Но­ восибирске, Красноярске, Иркутске. После передачи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2