Историческая энциклопедия Сибири III

предприятия достигали мануфактур, формы произв-ва. Напр., на рубеже XVII и XVIII вв. функционировала кузница тюмен. атамана пеших казаков И. Михайлова и его сыновей —детей боярских Ф. и Е. Колокольнико- вых. Осн. видом произв-ва в ней было литье колоколов, по гос. заказам —пушек. Торговля и пром. занятия дво­ рян и детей боярских позволили нек-рым их потомкам в XVIII—XIX вв. перейти в мещан, и купеч. сословия. В XVII —нач. XVIII в. сиб. дворяне и дети боярские, как и все служилые люди, могли легально владеть дво­ ровыми и крепостными. Соборным уложением 1649 раз­ решалось покупать татар; именным указом от 16 нояб. 1737 —калмыков и представителей др. наций. Право детей боярских, купцов и казаков владеть дворовыми людьми было отменено указом от 14 марта 1746. При проведении II ревизии (1744) дворовых надлежало при­ писывать к разночинцам в городах и к гос. крестьянам в сел. местности. В 1782 Екатерина II потребовала земли сиб. помещиков с принадлежавшими им крепостными крестьянами изъять в казну. Во владении помещиков оставлялись их наследств, дворовые, привезенные из Европ. России, и купленные « инородцы ». Указ от 23 мая 1808 дозволял лицам свободных состояний покупать и выменивать киргизских детей при условии освобож­ дения по достижении ими 25 лет. В единичных случаях дворянам и детям боярским удавалось создать в Сибири собств. поместья. Уменьшение значения воен. и адм. служб сиб. дво­ рян и детей боярских, практич. отсутствие в Сибири поместного землевладения привели к постепенной лик­ видации этих чинов. В 1767 А. Данилов, С. Самойлов и Глазунов, депутаты от сиб. городов в Уложенной комиссии, попытались поставить вопрос об уравнении в правах сиб. дворян и детей боярских с рос. дворянами на том основании, что дворянство приобретается не происхождением, а службой монарху. Но их обращение Екатерина II проигнорировала. В «Учреждении для управления сибирских губерний» 1822 сиб. дворяне и дети боярские в правах и обязанностях уравнивались с казаками. В положениях о Сиб. линейном казачьем войске 1846, Тобольском пешем батальоне и Тобольском конном полку 1849, Забайкальском казачьем войске, Иркутском и Енисейском полках 1851 сиб. дворяне и дети боярские не упоминались. Лит.: Гольденберг Л .А . Семен Ульянович Ремезов. М., 1965; Громыко М .М . К характеристике сибирского дворянства XVIII в. / / Русское население Поморья и Сибири (период феодализма). М., 1973; Быконя Г .Ф . Русское неподатное население Восточной Си­ бири в XVIII — начале XIX в. (Формирование военно-бюрократи­ ческого дворянства). Красноярск, 1985; Никитин Н .И . Служилые люди в Западной Сибири XVII в. Новосибирск, 1988; З у е в А .С . Русское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII — пер­ вой половине XIX в. Новосибирск, 1994; Ивонин А .Р . Городовое казачество Западной Сибири в XVIII — первой четверти XIX в. Барнаул, 1996; Акишин М .О . Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.: структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 2003. М. О. Акишин СИБИРСКИЕ ЛЕТОПИСИ Х У Н -Х УШ вв ., единств, важнейший ист. источник, дающий последо­ вательный рассказ об обстоятельствах похода отряда Ермака в Сибирь, столкновениях с войсками Кучума и его сторонников, приходе царских воевод, гибели Ермака, основании рус. городов и др. событиях ранней истории рус. Сибири. Сохранились как самостоят. летописи, полностью посвящ. присоединению Сибири, так и краткие статьи в составе общерус. или регион, (сольвычегодских, пинеж- ских, устюжских и др.) летописцев. Не все они имеют летопис. форму, поэтому в ряде исслед-й могут назы­ ваться «повестями о походе Ермака». Эти памятники, сохранившиеся в списках XVII—XVIII вв., значительно отличаются отбором материала и, главное, трактовкой похода Ермака. В результате уже в летопис. период сиб. историографии прослеживается неск. противоречащих концепций. С. л. можно разделить на 4 осн. типа: казачьи летописцы («устные летописи»), офиц. мест, летопи­ сание, офиц. моек, летописание, фамильная история Строгановых. Самые ранние по происхождению, несмотря на то, что дошли в поздних рукописях, — казачьи лето­ писцы, основанные на рассказах очевидцев о том или ином этапе похода Ермака. Детальное повествование сочетается с незнанием полит, обстановки, реальных причин похода, содержания офиц. документов. Пози­ ция очевидцев позволяет авторам «устных летописей» запечатлеть яркие быт. сцены (часто использующиеся в ист. романах о Ермаке). Так, в Кунгурской летописи наиболее точно дана топография похода на Назымские и Демьянские городки, картина пребывания казаков в вотчинах Максима Строганова; в Бузуновском и Ли­ хачевском летописцах (ист. части «Описания Сибири» Н.Д. Венюкова ) сохранилось свидетельство очевидца о посольстве к царю; в прозаич. части песни «Ермак взял Сибирь» из сб. Кирши Данилова наиболее точно описан маршрут нач. части похода. Мест, (тобольское) офиц. летописание основано на Есиповской летописи. Оно возникает наряду с др. идеол. мероприятиями архиеп. Нектария (офиц. ут­ верждением поминания казаков Ермака, прославлением мест, святынь и т. п.). В Есиповской летописи отряд Ермака представлен носителем христианства в Сибири, орудием Бога в борьбе с неверными; автора не интересу­ ет предыстория похода, имена участников, быт казачьего отряда —все, что могло разрушить создаваемый образ. Повествование начинается с появления казаков в сиб. пределах и продолжается в соотв. с хронологией собы­ тий вплоть до известия о гибели Кучума. Оканчивается сообщением об основании Тобольской епархии и приезде архиеп. Киприана. На основе Есиповской летописи во 2-й пол. XVII в. созданы Забелинская (беллетр. обра­ ботка) и Абрамовская (доп. позднейшими сведениями) редакции. Тогда же была положена в основу обшир. Сибирского летописного свода, став важнейшей час­ тью светского (городового и воеводского) летописания. Сост. свода вставил рассказ о разбойничестве Ермака на Волге, противоречащий гл. авт. идее, и дополнил текст офиц. сведениями об истории Сибири до 1740-х гг. Сиб. свод (известно 5 ред.) выстроен по годам правле­ ния тобол. воевод и осн. внимание сосредоточивает на офиц. мест, кругах. Есиповская летопись послужила гл. источником для авт. сочинений (летописей) по истории Сибири, прежде всего С.У. Ремезова (кон. XVII в.) и И.Л. Черепанова (XVIII в.). В перераб. виде Есиповская летопись попала в хронографы и общерусский летопис. своды, в Оклад­ ную книгу Сибири 1696—97. Возможно, именно для включения в общерус. свод создана ее сокр. редакция — т. н. Румянцевская летопись: все ее известные списки читаются в составе общерус. сводов или выдвинуты из неустановленного большого сборника (свода). Впрочем, вопрос о статусе Румянцевской летописи не решен окончательно: по Е.И. Дергачевой-Скоп, это не сокращение Есиповской летописи, а предшествующий краткий вариант. Офиц. моек, летописание известно в виде кратких статей о присоединении Сибири в составе Нового лето­ писца (1630-е гг.). Автору известны документы центр, приказов, однако он плохо знает реальные события, и конспект, изложение важнейших фактов соединяется с легендами. Статьи Нового летописца оказали влияние

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2