Историческая энциклопедия Сибири III
дом. хоз-ва — 16,3, больные, не работающие временно и т. п. —6,4%. Т. о., в 1950-е гг. в семьях трудящихся имелся большой резерв раб. силы для пополнения народ, хоз-ва. Однако использование этих трудовых ресурсов сдерживалось недостаточным развитием сети дет. учреж дений и предприятий сферы быт. обслуживания. В послевоен. период в раб. семьях преобладали женщины в возрасте 18—54 лет. Их уд. вес в Кузбас се составлял 28%, в др. областях Сибири — св. 30%. Доля мужчин была заметно ниже, в 1950-е гг. она едва превышала 20%. В это же время отчетливо прослежи вается тенденция уменьшения числа подростков (14—17 лет) —сказывалось сокращение рождаемости в период войны. Напротив, число детей в возрасте до 14 лет увеличивалось быстрыми темпами, что было связано с образованием новых семей и повышением рождаемости в 1-е послевоен. годы. Уд. вес детей к 1957 во всех сиб. регионах превысил 30%. Обычно раб. семья состояла из 2 поколений (родители—дети). Пожилые были пред ставлены менее чем в 20% семей. Эти тенденции продолжали действовать в 1960—80-е гг. Семья сохраняла свою роль осн. ячейки об-ва. Перелом в семейно-демогр. сфере произошел в последнее десяти летие XX в. и в значит, мере определялся проведением рыночных реформ. Наиболее ощутимыми проблемами, с к-рыми столкнулись сиб. города, стали естеств. убыль и старение населения, увеличение числа инвалидов, детдомовцев и безнадзорных детей. Естеств. движение населения в Сибири приобрело устойчивое отрицат. значение, к-рое сохраняется и в нач. XXI в. Последо вательно снижается число зарегистрированных браков. Молодые люди долго не решаются создать семью и тем более завести детей. Очень высоким остается кол-во разводов. В 1990-е гг. в сиб. городах каждый 2-й брак заканчивался разводом. Ситуация усугубилась в нач. XXI в. Широкое распространение получили браки без регистрации супруж. отношений. Кризис, явления ин ститута семьи убедительно свидетельствуют не только о соц.-экон., но и о нравств. кризисе об-ва. См. Семья крестьянская. С.С. Букин, В. И. Исаев СЕМЬЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ, осн. обществ, ячейка мат. и социокультур, воспроизв-ва населения деревни, база формирования крестьянского хозяйства . К. с. иг рала решающую роль в освоении Сибири. Сиб. кресть янство складывалось как крупнейшая категория населе ния региона в условиях непрерывной колонизации. При этом К. с. выступала в роли основы всей системы ре гион. связей. Через нее осуществлялись производств, и потребит, функции в экономике, воспроизводств. —в де- могр. процессе, социализирующие и трансмиссионные — в сфере культуры. Создание полноценного семейного коллектива для первых сибиряков выступало в кач-ве гл. соц. задачи. На 1-х этапах освоения региона становление семьи тормозилось из-за недостатка женщин. Ввиду того что функция женщины в семейном коллективе традиц. тина сосредоточивается в системе жизнеобеспечения (пища, одежда, домоводство, гигиена), вовлечение в гендерные отношения женщин-аборигенок и обучение их рус. речи и основам рус. хоз. и быт. культуры не стало осн. способом решения «женского вопроса» на вновь осва иваемых тер. Проблема решалась гл. обр. включением рус. женщин в колонизац. процесс, осуществлявшимся различ. методами: от воссоединения семей по частной инициативе мужчин-первопоселенцев до массовых депортаций в Сибирь женщин-«колодниц» властями. Пока женщин недоставало, создавались псевдосемейные коллективы (в среде промысл, или служилого населения XVII в., у ранних колонистов Бухтармы в XVIII в.), в к-рых быт. потребности неск. не связанных родством мужчин обслуживались немногочисл. женщинами (позд нее —артельные «стряпухи»). После первичного формирования К. с. должна была решать проблему скорейшего увеличения числа раб. рук, для чего в нее включались «вскормленники» (дети инородцев, сироты-односеляне), принимались «подвор- ники» (ссыльные, гулящие люди). В р-не Тюмени в 1720-е гг. 13 % дворов имели подворников, а на Илиме уд. вес этой категории в числе крестьян достигал 18%. Одним из способов сохранения раб. силы во дворе было воспрепятствование замужеству дочерей и сестер хозяина. Практиковалось «приймачество» —вхождение зятя в семью тестя. С наступлением эпохи рекрутчины приемыши нередко воспитывались для сдачи на службу за собств. сыновей. Если на нач. этапе преобладала малая семья (дети—родители), то уже с XVIII в. наблюдался рост (в нек-рых р-нах даже преобладание) числа больших неразделенных семейных коопераций, состоявших из неск. поколений: отцовских (родители с детьми и внуками); братских (холостые и женатые братья с детьми); смешанных (дядья — племянники и т. п.), с одновр. увеличением их размеров (от 6 до 11 душ муж. пола и более). На Енисее к 1720-м гг. 50% семей были неразделенными, а в ср. на семью здесь приходилось до 4,7 души муж. пола. Со 2-й пол. XVIII в. в связи с завершением в осн. очагах колонизации первичного освоения и перехода системы хозяйствования от промыс- лово-аграр. к аграрно-промысл. проявляется обратная тенденция: дробления К. с. и уменьшения их размеров (до 3 душ муж. иола). В 1-й пол. XIX в. этот процесс преобладает. В Бердской вол. в 1822 неразделенные (отцовские, братские и смешанные) семьи составляли 22%, в ср. же семья насчитывала 6,4 чел., а в 1844 — 5,8 чел. В соседней Ордынской вол. неразделенные се мьи даже в 1840-х гг. составляли 33%, а ср. размер семьи был равен 6,9 чел. Во главе 200 дворов стояли старики в возрасте 60, а в 100 дворах —70 лет и старше. Сохра нению большой семьи в Ордынской вол. способствовали промыслово-аграр. ориентация крест, хоз-ва (обслужи вание «соляной дороги» и водной магистрали), а также традиции, связанные с регионами выхода в Сибирь предков ордын. крестьян (полиэтничное Поволжье). Неразделенные семьи из 3—4 поколений (от 12 до 50 чел.) долго сохранялись на Ишиме, на Бухтарме, у алтайск. («поляков») и забайкал. («семейских») старо- веров-поповцев. Закрепленная вероисповеданием ориен тация на патриархальные семейные идеалы продлевала время существования неразделенных семей на 2—3 поколения за пределами ист. этапа соц. необходимости таких круп, семейных коопераций. Тем не менее уже к сер. XIX в. ср. размеры рус. К. с. в относительно обжитых р-нах юга Зап. и Ср. Сибири составляли 5,5—6 чел. Это свидетельствует о числ. преобладании «малых» семей (супружеская пара с несовершеннолет. детьми). 2 важнейших аспекта быта сиб. крестьянства стиму лировали выход К. с. за свои естеств. пределы, на уро вень складывания «фамильных гнезд» или «родовых», «клановых» сообществ. Во-первых, в системе рыночных отношений, в рамках к-рых изначально формировалось и развивалось сиб. крест-во, с необходимостью возни кала конкуренция, влекшая за собой повышение кон фликтности в об-ве. Эту проблему отд. К. с. не имела возможности решить самостоятельно. Во-вторых, сиб. крест-во постоянно участвовало в колонизац. процессе. Демогр. и мат. ресурсы отд. К. с. не были достаточны для перенесения хоз-ва на сотни верст. Колонизация
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2