Историческая энциклопедия Сибири III
Традиц. муж. и жен. одежда —короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ногови цы, однобортный кафтан (сон), зимой —меховой, летом — из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых —с серебр. и медными бляшками. Характерен жен. свадеб, меховой длинный кафтан (сангыйах). Сангыйах шился из меха тарбагана, выши вался шелком, бисером, серебр. нитью и был оторочен мехом бобра. Стоили такие шубы очень дорого и были доступны только богатым семьям. Сангыйах якут, жен щины надевали только в искл. торжеств, случаях. В них они, напр., являлись на праздник Ысыах. Сангыйах надевала невеста в день свадьбы. Обычно шубу дарила невесте свекровь, и часто сангыйах передавался из по коления в поколение, олицетворяя жен. часть социума. В сангыйах одевали и покойницу перед погребением. Шуба представляла собой некую сакрал. ценность семьи и рода, отмечая особые этапы жизненного цикла женщины и олицетворяя мистич. связь живущих и предков. Об особом символизме этой одежды говорит и тот факт, что при кроплении кумысом на празднике Ысыах шаман надевал именно сангыйах. Нарядная жен. меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким сукон., бар хат. или парчовым верхом с нашитыми на него серебр. бляхой (туосахта) и др. украшениями. Распространены жен. серебр. и зол. украшения. Обувь —зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голе нищем, покрытым сукном, у женщин —с аппликацией, длинные меховые чулки. Осн. пища — молочная, особенно летом: из кобы льего молока — кумыс, из коровьего — простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлебка (бутугас). Рыбная пища играла гл. роль для бедняков и в сев. р-нах, где не было скота, мясо упот реблялось в осн. богатыми. Особенно ценилась конина. В XIX в. входит в употребление ячмен. мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку-саламат. В Олёкминском окр. были известны овощи. Семья малая (кэргэн, ыал). До XIX в. сохранялось многоженство, причем жены часто жили раздельно и вели каждая свое хоз-во. Калым состоял обычно из скота, часть его (курум) предназначалась для свадеб, пира. За невестой давали приданое, по ценности со ставлявшее ок. половины калыма, —в осн. предметами одежды и утвари. Центр, место в сакрал. культуре якут, народа зани мал народ, праздник Ысыах, связанный с наступлением лета и посвященный небесным божествам Айыы, духам Природы и Земли. Генетически Ысыах восходит к ка- лендар. обрядам (Новому году) и сохраняет в себе осн. черты праздника умирающей и воскресающей природы — разрушение и гибель старого мира/года и рождение/со творение нового мира, возрождение природы и социума, возникновение новой небесной божеств, порождающей силы, плодородия, богатства и полноты жизни. Подго товка к самому празднику начиналась задолго до его наступления. Весен, обрядовый цикл предусматривал проведение целого комплекса ритуал, акций: развеши вание жертвенной волосяной веревки (салама) духу-хо- зяйке Земли, жертвоприношение озеру, умилостивление духов местности. К празднику специально изготовля лись коновязные столбы и ритуал, предметы. В сакрал. топографии ритуал, пространства празд ника Ысыах чороны, наполненные 1-м кумысом, сим волизировали центр мироздания — источник божеств, созидающей энергии. Сосуды, как вместилища свя щенного белого напитка, семантически соотносились с небесным молочным озером, на берегах к-рого обитает глава небожителей Юрунг-Айыы-тойон, в к-ром омыва ется небесная богиня, подательница жизни —Айыысыт. В контексте праздника сосуды с кумысом олицетворяли местопребывание этих божеств, выполняя функцию источника небесной благодати, через к-рый осуществля лось приобщение сообщества людей к сакрал. космич. началу. Форма чоронов не имеет аналогов среди ритуал, утвари народов Сибири. Она восходит к традиции кочевых народов Великой степи и, прежде всего, древ, тюрок —далеких предков Я. Близкие по форме сосуды запечатлены на камен. древнетюрк. изваяниях, встреча ющихся на всем пространстве центр.-азиат, степей. Лит.: Зыков М. Ф. Жилые и хозяйственные постройки якутов / / Тр. Ин-та этнографии. 1952. Т. 18; Народы Восточной Азии. М.; Л ., 1965; Народы Юго-Восточной Азии. М ., 1966; Нтс Р .Ф . Этническая история Юга восточной Азии. Л ., 1972; Гоголев А .Н . Поселения, жилые и хозяйственные постройки якутов. Новосибирск, 1986; Серошевский В .Л . Якуты (Проблемы этногенеза и формиро вания якутов). Якутск, 1993; Як уты . М., 1993. ЯКУШЕВ Иван Александрович (24 июня 1886, Сур гут Тобольской губ. — 11 нояб. 1935, Прага), обществ, и полит, деятель. Окончил гимназию и Омскую центр, фельдшер, школу. Член партии социалистов-револю- ционеров с 1907. Актив, деятель сиб. областничества. За участие в рев. событиях 1905—06 в Туркестане подвергся аресту и в 1910 был осужден к ссылке в Вост. Сибирь, к-рую отбывал до 1912 в Братской вол. Нижнеудинского у., затем в с. Тулун. В 1914—15 слу жил в Иркутской гор. управе и прод. комиссии. После Февр. революции избран членом секретариата испол кома обществ, орг-ций Иркутска , гласным Иркутской гор. думы, являлся участником окт. и дек. чрезвыч. Сибирских обл. съездов в Томске. В ночь на 26 янв. 1918 был арестован томскими большевист. властями и заключен в Красноярскую тюрьму. На состоявшемся 29 янв. нелегальном заседании части членов вр. Сибирской обл. думы (СОД) заочно был избран ее председателем. Освобожден из Красноярской тюрьмы 18 июня 1918. Являлся инициатором передачи власти 30 июня 1918 от Западно-Сибирского комиссариата Совету министров Временного Сибирского пр-ва (ВСП). Летом—осенью 1918 возглавлял борьбу против правых тенденций в по литике ВСП и его Адм. совета. После самороспуска 10 нояб. 1918 СОД уехал в Иркутск для занятия должности секретаря мест, отд-ния Всекосовета, но в дек. 1918 по распоряжению воен. властей был вынужден покинуть город и выехал во Владивосток. Летом—осенью 1919 принял актив, участие в подготовке завершившегося неудачей антиколчак. переворота во Владивостоке, предпринятого в нояб. 1919 совместно с Р. Гайдой. В нач. 1920-х гг. эмигрировал в Чехословакию, ред. ж. «Вольная Сибирь» (1926—30) и сб. «Сибирский архив» (1929—35). В.Н. Шишкин ЯКУШКИН Иван Дмитриевич (28 дек. 1793, с. Жуково Смоленской губ. — 11 авг. 1857, Москва), декабрист, мемуарист, отставной капитан. Учился в Московском ун-те, С 1811 служил в л.-гв. Семеновском полку. Участник Отечественной войны 1812 и загран. походов7 Один из основателей «Союза спасения», чл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2