Историческая энциклопедия Сибири III
диций, заложивших основу якут, полуоседлому скот-ву, ряда элементов мат. культуры, антропол. особенностям Я. В X—XI вв. курыканы испытали сильное влияние монголоязычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якут. яз. Монголы повлияли и на последующее переселение предков Я. вниз по Лене. К этому же времени относится вхождение в состав предков Я. кыпчакского компонента (этнонимика, язык, обрядность), что позволяет выделять в культуре Я. 2 тюрк, культурно-хронол. слоя; древнетюркский, имеющий соответствия в культуре сагайцев, бельтыров, тувинцев, и кыпчакский —отд. группы зап.-сиб. татар, сев. алтайцев, качинцев и кызыльцев. Последующее формирование собственно якут, культуры, основу к-рой составило полуоседлое скот-во высоких широт, проис ходило в бас. ср. Лены. Здесь предки Я. появляются в кон. XIII — нач. XIV в. Археология этого региона иллюстрирует последующую эволюцию якут, культуры вплоть до XVII—XVIII вв. Именно здесь складывается особая модель хоз-ва Я., сочетающая скот-во и экс- тенсив. виды промыслов (рыболовство и охота), мат. культура, адаптированная к суровому климату Вост. Сибири, отличающие Я. от их юж. соседей скотоводов, при сохранении мн. субстратных черт общетюрк. куль тур. традиции (мировоззрение, фольклор, орнамент, язык). Значит, влияние абориг. населения Вост. Сибири прослеживается в антропол. типе периферийных групп Я., у к-рых фиксируется палеосиб. (байкал.) комплекс, при общей оценке Я. как представителей центр.-азиат, антропол. типа. В процессе переселения в Вост. Сибирь Я. освоили не только относительно благоприятные для ведения скотовод, хоз-ва р-ны ср. Лены, но и ее таеж. притоки (Вилюй, Алдан), а также бассейны сев. рек Анабары, Оленёка, Яны, Индигирки и Колымы. Здесь, в условиях Приполярья, сложилась особая группа Я.- оленеводов, адаптировавших сев. абориг. культуру. При числен, преобладании якут, компонента, что способст вовало сохранению мн. элементов духов, культуры, сев. Я. корен, обр. изменили экон. основы жизни, мн. элементы мат. культуры. В то же время процесс адапта ции абориг., и прежде всего тунгус., традиции не носил хар-ра простого копирования. Так, Я. модифицировали тунгус, оленеводство, в переходе от транспортной его функции к пище-сырьевой, создали тунгусо-якут, тип упряжного оленеводства, в зависимости от обстоятельств сев. Я. использовали различ. типы жилищ, одежды и т. п. В целом, в культуре сев. Я.-оленеводов отмеча ется доминирование тех эвенкийских элементов, к-рые связаны с промысл, деят-тью. Все это свидетельствует о сложном хар-ре взаимодействия якут, и эвенкийской культур, синтез к-рых и образует локал. специфику сев. Я.-оленеводов. В целом, эта группа якут, народа наследует осн. тенденции формирования его культуры — интеграцию в состав Я. различ. этнич. компонентов на протяжении более чем 2000-летней истории. Осн. традиц. занятия —коневодство (в рус. доку ментах XVII в. Я. назывались «конными людьми») и разведение круп. рог. скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рог. скотом —женщины. На севере разво дили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якут, породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны. Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в осн. летом, но также зимой в проруби; осенью устра ивалась коллект. неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было осн. занятием (в документах XVII в. термин «рыболов» —балыксыт —употребляется в зна чении «бедняк»), на нем специализировались также нек-рые племена —т. н. пешие Я. — осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и др. Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь осн. источник пропитания (песец, заяц, сев. олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения числ. зверей ее значение упало. Характерны специфич. приемы охоты: с быком (охотник подкрады вается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками. Существовало собирательство — сбор сосновой и лиственничной заболони (внутр. слой коры), заготав ливавшейся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой. Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в кон. XVII в., до сер. XIX в. было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском окр.) способствовали рус. ссыльные поселенцы. Была развита обработка дерева (худ. резьба, рас краска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахмат, порядке, — коврики, из заячьего меха — одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось произв- во лепной керамики, выделявшей Я. среди др. народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товар, значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с XIX в. —резьба по мамонт, кости. Передвигались в осн. верхом, грузы перевозили вью ком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее —сани типа рус. дровен), запряженные обычно быками, на севере —оленьи пря- мокопыльные нарты; типы лодок общие с эвенками — берестяная (тыы) или плоскодонная из досок; парусные суда-карбасы заимствованы у русских. Якут, поселения ыал делились по сезонно-хоз. признаку на зимние и летние. Зимники располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ста вились на местах, удобных для выпаса скота, и были более крупными, чем зимники. Якут, усадьба состояла из жилой постройки (балагана) и неск. хоз. построек — хотонов для содержания скота, амбаров и подвалов- ледников. В пределах усадьбы строились загоны для лошадей. Непременным атрибутом якут, усадьбы были коновязные столбы —сэргэ. Жилища Я. отли чаются разнообразием. Наиболее распространенным типом традиц. стационар, жилища является балаган — каркас, постройка пирамид, формы, стены к-рой из готавливались из тонких бревен внакат и сверху пок рывались корой и дерном. Крыша балагана плоская. Традиц. летним жилищем Я. в прошлом была ураса. Внешне она напоминает чум, но ее деревян. основа состоит из 2 конструктивных элементов. Во-первых, это цилиндр, часть, к-рую образуют вертикальные столбы, поставленные по окружности и соединенные вверху горизонт, планками. Во-вторых, конич. жерде вая конструкция, к рая опирается на цилиндр, часть урасы. Покрышки изготовлены из 2 слоев бересты. Внутри по периметру стен располагаются нары, очаг размещается в центре. Диаметр основания урасы ок. 5 м, высота —до 10 м. Проч. жилища являются вре менными (сезонными) и довольно сильно варьируют по конструкции. Сев. Я.-оленеводы в кач-ве жилища использовали «тунгусский» или «самодийский» чум. На тер. расселения Я. широко распространен регион, тип жилища —голомо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2