Историческая энциклопедия Сибири III

диций, заложивших основу якут, полуоседлому скот-ву, ряда элементов мат. культуры, антропол. особенностям Я. В X—XI вв. курыканы испытали сильное влияние монголоязычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якут. яз. Монголы повлияли и на последующее переселение предков Я. вниз по Лене. К этому же времени относится вхождение в состав предков Я. кыпчакского компонента (этнонимика, язык, обрядность), что позволяет выделять в культуре Я. 2 тюрк, культурно-хронол. слоя; древнетюркский, имеющий соответствия в культуре сагайцев, бельтыров, тувинцев, и кыпчакский —отд. группы зап.-сиб. татар, сев. алтайцев, качинцев и кызыльцев. Последующее формирование собственно якут, культуры, основу к-рой составило полуоседлое скот-во высоких широт, проис­ ходило в бас. ср. Лены. Здесь предки Я. появляются в кон. XIII — нач. XIV в. Археология этого региона иллюстрирует последующую эволюцию якут, культуры вплоть до XVII—XVIII вв. Именно здесь складывается особая модель хоз-ва Я., сочетающая скот-во и экс- тенсив. виды промыслов (рыболовство и охота), мат. культура, адаптированная к суровому климату Вост. Сибири, отличающие Я. от их юж. соседей скотоводов, при сохранении мн. субстратных черт общетюрк. куль­ тур. традиции (мировоззрение, фольклор, орнамент, язык). Значит, влияние абориг. населения Вост. Сибири прослеживается в антропол. типе периферийных групп Я., у к-рых фиксируется палеосиб. (байкал.) комплекс, при общей оценке Я. как представителей центр.-азиат, антропол. типа. В процессе переселения в Вост. Сибирь Я. освоили не только относительно благоприятные для ведения скотовод, хоз-ва р-ны ср. Лены, но и ее таеж. притоки (Вилюй, Алдан), а также бассейны сев. рек Анабары, Оленёка, Яны, Индигирки и Колымы. Здесь, в условиях Приполярья, сложилась особая группа Я.- оленеводов, адаптировавших сев. абориг. культуру. При числен, преобладании якут, компонента, что способст­ вовало сохранению мн. элементов духов, культуры, сев. Я. корен, обр. изменили экон. основы жизни, мн. элементы мат. культуры. В то же время процесс адапта­ ции абориг., и прежде всего тунгус., традиции не носил хар-ра простого копирования. Так, Я. модифицировали тунгус, оленеводство, в переходе от транспортной его функции к пище-сырьевой, создали тунгусо-якут, тип упряжного оленеводства, в зависимости от обстоятельств сев. Я. использовали различ. типы жилищ, одежды и т. п. В целом, в культуре сев. Я.-оленеводов отмеча­ ется доминирование тех эвенкийских элементов, к-рые связаны с промысл, деят-тью. Все это свидетельствует о сложном хар-ре взаимодействия якут, и эвенкийской культур, синтез к-рых и образует локал. специфику сев. Я.-оленеводов. В целом, эта группа якут, народа наследует осн. тенденции формирования его культуры — интеграцию в состав Я. различ. этнич. компонентов на протяжении более чем 2000-летней истории. Осн. традиц. занятия —коневодство (в рус. доку­ ментах XVII в. Я. назывались «конными людьми») и разведение круп. рог. скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рог. скотом —женщины. На севере разво­ дили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якут, породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны. Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в осн. летом, но также зимой в проруби; осенью устра­ ивалась коллект. неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было осн. занятием (в документах XVII в. термин «рыболов» —балыксыт —употребляется в зна­ чении «бедняк»), на нем специализировались также нек-рые племена —т. н. пешие Я. — осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и др. Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь осн. источник пропитания (песец, заяц, сев. олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения числ. зверей ее значение упало. Характерны специфич. приемы охоты: с быком (охотник подкрады­ вается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками. Существовало собирательство — сбор сосновой и лиственничной заболони (внутр. слой коры), заготав­ ливавшейся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой. Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в кон. XVII в., до сер. XIX в. было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском окр.) способствовали рус. ссыльные поселенцы. Была развита обработка дерева (худ. резьба, рас­ краска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахмат, порядке, — коврики, из заячьего меха — одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось произв- во лепной керамики, выделявшей Я. среди др. народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товар, значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с XIX в. —резьба по мамонт, кости. Передвигались в осн. верхом, грузы перевозили вью­ ком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее —сани типа рус. дровен), запряженные обычно быками, на севере —оленьи пря- мокопыльные нарты; типы лодок общие с эвенками — берестяная (тыы) или плоскодонная из досок; парусные суда-карбасы заимствованы у русских. Якут, поселения ыал делились по сезонно-хоз. признаку на зимние и летние. Зимники располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ста­ вились на местах, удобных для выпаса скота, и были более крупными, чем зимники. Якут, усадьба состояла из жилой постройки (балагана) и неск. хоз. построек — хотонов для содержания скота, амбаров и подвалов- ледников. В пределах усадьбы строились загоны для лошадей. Непременным атрибутом якут, усадьбы были коновязные столбы —сэргэ. Жилища Я. отли­ чаются разнообразием. Наиболее распространенным типом традиц. стационар, жилища является балаган — каркас, постройка пирамид, формы, стены к-рой из­ готавливались из тонких бревен внакат и сверху пок­ рывались корой и дерном. Крыша балагана плоская. Традиц. летним жилищем Я. в прошлом была ураса. Внешне она напоминает чум, но ее деревян. основа состоит из 2 конструктивных элементов. Во-первых, это цилиндр, часть, к-рую образуют вертикальные столбы, поставленные по окружности и соединенные вверху горизонт, планками. Во-вторых, конич. жерде­ вая конструкция, к рая опирается на цилиндр, часть урасы. Покрышки изготовлены из 2 слоев бересты. Внутри по периметру стен располагаются нары, очаг размещается в центре. Диаметр основания урасы ок. 5 м, высота —до 10 м. Проч. жилища являются вре­ менными (сезонными) и довольно сильно варьируют по конструкции. Сев. Я.-оленеводы в кач-ве жилища использовали «тунгусский» или «самодийский» чум. На тер. расселения Я. широко распространен регион, тип жилища —голомо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2