Историческая энциклопедия Сибири III
ва, физ. культуры и краеведения. При нем действовали филос., правовой, шахматно-шашечный, писательский и др. кружки. Чл. об-ва участвовали в ликвидации пов- станч. движений 1920-х гг. на тер. Якутии, в борьбе с шаманизмом , занимались внедрением здорового образа жизни. Об-во было ликвидировано в связи с движением конфедералистов. Террор против эвенков , проводившийся рук-вом Охотского побережья, вызвал тунгус, мятеж 1924—25. В мятеже участвовало 350 повстанцев из числа охотников, рыболовов, представителей якут, интеллигенции. Его лидерами стали учитель-якут М.К. Артемьев и эвенк, князец П.В. Карамзин. Мятежники приняли решение создать авт. образование и войти в состав ЯАССР, восстановить тракты Якутск—Охотск и Якутск—Аян, выйти на внеш. рынки, развивать экономику и культуру. Лидеры мятежа под флагом нац. лозунгов добивались прекращения террора и решения назревших соц.-экон. проблем. Этот конфликт власть урегулировала мирным путем. В 1927—28 в Якутии произошло вооруж. выступле ние конфедералистов во главе с П.В. Ксенофонтовым, М.К. Артемьевым, И.Г. Кирилловым, П.Г. Оморусо- вым, С.Н. Даниловым. Повстанцы (более 600 чел.) боролись за предоставление Якутии союзного статуса, юр. закрепление за республикой прав на землю, недра, воды, леса. Для гарантии прав личности, свободы сло ва, собраний, печати предлагали обособить законодат., исполнит, и судеб, ветви власти. Выступали против ущемления интересов мест, населения при заселении республики. Они опасались предоставления в Якутии концессий иностранцам. Требовали формирования нац. воинских частей. Первоначально конфедералисты пытались мирным путем внести изменения в Конститу цию ЯАССР, но им это не удалось. Тогда они провели «военную демонстрацию». Но поскольку мятежники не имели соц. базы среди населения, их авантюрное выступление было подавлено вооруж. путем. 3-й этап Я. н. д. начался с массовых выступлений в апр. 1986, во время к-рых якут, студенты выразили возмущение фактич. неравенством наций. В 1990 об разовался союз «Саха омук» под рук. А.С. Борисова, объединивший широкий круг гор. населения из числа якутов. Его члены боролись за укрепление гос. сувере нитета республики и занимались культ.-просвет, деят- тью. После провозглашения суверенитета и принятия Конституции Якутии этот союз распался. Объединение «Саха кэскилэ» («Якутское будущее») во главе с Л.А. Афанасьевым-Тэрис возникло в 1993 и проводило работу в улусах республики. Его члены доби вались увеличения этнополит. статуса якутов в регионе. Во 2-й пол. 1990-х гг. они отказались от этой цели и целиком сосредоточились на культурно-духов, деят-ти: устанавливали этнокультур. контакты с тюрк, народами, реконструировали основы якут, религии «Учение Айыы» и проводили культ.-просвет, работу. Нац. объединениям в Якутии удавалось сплотить ши рокие слои общественности лишь в переломные моменты истории и на короткий период. В остальное время они отличались малочисленностью и неустойчивостью. По пытки выдвижения этнорадикал. целей отд. лицами не находили соц. поддержки среди населения. В 1990-е гг. нац.-культур, возрождение фактически осуществлялось рук-вом Респ. Саха (Я кут ия ). Лит.: Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. Якутск, 1994; Ковлеков С.И. В .В . Никифоров и съезд якутов 1912 г. Якутск, 1996; Алексеев Е .Е История нацио нального вопроса в РС (Я ) (февраль 1917—1941 гг.). Якутск, 1998; Антонов Е.П. Культурно-просветительное общество «Саха омук». Новосибирск, 1998; Он же. Интеллигенция Якутии (1922—1938 гг.). Якутск, 1998; Макаров Г.Г. Северо-Восток России в 1921—1922 гг. Якутск, 1998; Игнатьева В .Б . Республика Саха (Якутия): Ретро спектива этнополитической истории. Новосибирск, 1999; Клиори- на И. С. История без флера. Последнее десятилетие в жизни Кю- люмнюра (1918—1928 гг.). Якутск, 1999; Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). Новосибирск, 2000; Народ саха от века к веку: очерки истории. Новосибирск, 2003. Е.П. Антонов ЯКУТЫ (назв. и самоназв.), корен, население Респ. Саха (Я к ут и я ) . Самоназв. саха (мн. ч. сахаляр), сахаурянгхай. Этноним не идентифицируется, но пред положительно восходит к более юж. территориям, где с VII по XVII в. упоминаются народы саэки, сахэги, сайхачжэ, сахалянь. Существует мнение о собственно тюркском (кыпчакском) происхождении этого этнонима, восходящем к телесскому этнономикону. Вторая часть этнонима, уряц гхай /урянхай , также была широко представлена в этнонимике тунгусо-маньчж., тюрк, и монг. народов. Этноним якут (екэ), предположительно, заимствован русскими от эвенков. Я. имеют свою автономию, расселяются довольно широко в бас. р. Лена и по ее притокам (Алдан, Вилюй, Олёкма), а также по рекам бас. Северного Ледовитого океана (Анабара, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма). Числ. в РФ по переписям (тыс. чел.): 1939 — 241,9, 1959 - 236,1, 1970 - 295,2, 1979 - 326,5, 1989 - 380,2, 2002 —443,9, в т. ч. в Якутии —432,3. В расовом отношении Я. являются представителя ми центр.-азиат, антропол. типа сев.-азиат, расы. По сравнению с др. тюркоязычными народами Сибири характеризуются наиболее сильным проявлением мон голоид. комплекса, окончат, оформление к-рого про исходило в сер. II тыс. н. э. уже на Лене в результате взаимодействия пришлого ценр.-азиат, и мест, байкал. компонентов. Говорят на якутском яз. Православие распространилось в XVIII—XIX вв. Христиан, культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др. Сохранились элементы тотемизма: род имел животно- го-покровителя, к-рого запрещалось убивать, называть по имени и др. Мир состоял из неск. ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего —Ала буурай тойон и др. Важным был культ жен. божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верх, мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем — коров. Гл. праздник — весенне-летний кумысный праздник (Ы сыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревян. кубков (чороон), играми, спорт, состязаниями и др. Был развит шаманизм. Шаман, бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским. В фольклоре был развит богатыр. эпос (олонхо), исполнявшийся ре читативом особыми сказителями (олонхосут) при боль шом стечении народа; ист. предания, сказки, особенно сказки о животных, пословицы, песни. Традиц. музык. инструменты —варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный осу- охай, игровые танцы и др. Я. существенно отличаются от окружающих наро дов, что служит основанием для поиска истоков и места формирования их культуры. Ее основу составляет ин теграция различ. этнокультур. традиций. Истоки якут, скот-ва прослеживаются в регион, культуре кочевников Центр. Азии и Юж. Сибири начиная со скиф, времени, а формирование ряда этноспецифич. элементов якут, культуры (язык, мифология, мировоззрение) происхо дило в древнетюркскую эпоху и связывается с телес- скими племенами. След, этап формирования культуры Я. связан с прибайкал. курыканами, в составе к-рых присутствовала не только тюрк, основа, но и монг., а также тунгус, компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция разноэтнических культур, тра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2