Историческая энциклопедия Сибири III

ва, физ. культуры и краеведения. При нем действовали филос., правовой, шахматно-шашечный, писательский и др. кружки. Чл. об-ва участвовали в ликвидации пов- станч. движений 1920-х гг. на тер. Якутии, в борьбе с шаманизмом , занимались внедрением здорового образа жизни. Об-во было ликвидировано в связи с движением конфедералистов. Террор против эвенков , проводившийся рук-вом Охотского побережья, вызвал тунгус, мятеж 1924—25. В мятеже участвовало 350 повстанцев из числа охотников, рыболовов, представителей якут, интеллигенции. Его лидерами стали учитель-якут М.К. Артемьев и эвенк, князец П.В. Карамзин. Мятежники приняли решение создать авт. образование и войти в состав ЯАССР, восстановить тракты Якутск—Охотск и Якутск—Аян, выйти на внеш. рынки, развивать экономику и культуру. Лидеры мятежа под флагом нац. лозунгов добивались прекращения террора и решения назревших соц.-экон. проблем. Этот конфликт власть урегулировала мирным путем. В 1927—28 в Якутии произошло вооруж. выступле­ ние конфедералистов во главе с П.В. Ксенофонтовым, М.К. Артемьевым, И.Г. Кирилловым, П.Г. Оморусо- вым, С.Н. Даниловым. Повстанцы (более 600 чел.) боролись за предоставление Якутии союзного статуса, юр. закрепление за республикой прав на землю, недра, воды, леса. Для гарантии прав личности, свободы сло­ ва, собраний, печати предлагали обособить законодат., исполнит, и судеб, ветви власти. Выступали против ущемления интересов мест, населения при заселении республики. Они опасались предоставления в Якутии концессий иностранцам. Требовали формирования нац. воинских частей. Первоначально конфедералисты пытались мирным путем внести изменения в Конститу­ цию ЯАССР, но им это не удалось. Тогда они провели «военную демонстрацию». Но поскольку мятежники не имели соц. базы среди населения, их авантюрное выступление было подавлено вооруж. путем. 3-й этап Я. н. д. начался с массовых выступлений в апр. 1986, во время к-рых якут, студенты выразили возмущение фактич. неравенством наций. В 1990 об­ разовался союз «Саха омук» под рук. А.С. Борисова, объединивший широкий круг гор. населения из числа якутов. Его члены боролись за укрепление гос. сувере­ нитета республики и занимались культ.-просвет, деят- тью. После провозглашения суверенитета и принятия Конституции Якутии этот союз распался. Объединение «Саха кэскилэ» («Якутское будущее») во главе с Л.А. Афанасьевым-Тэрис возникло в 1993 и проводило работу в улусах республики. Его члены доби­ вались увеличения этнополит. статуса якутов в регионе. Во 2-й пол. 1990-х гг. они отказались от этой цели и целиком сосредоточились на культурно-духов, деят-ти: устанавливали этнокультур. контакты с тюрк, народами, реконструировали основы якут, религии «Учение Айыы» и проводили культ.-просвет, работу. Нац. объединениям в Якутии удавалось сплотить ши­ рокие слои общественности лишь в переломные моменты истории и на короткий период. В остальное время они отличались малочисленностью и неустойчивостью. По­ пытки выдвижения этнорадикал. целей отд. лицами не находили соц. поддержки среди населения. В 1990-е гг. нац.-культур, возрождение фактически осуществлялось рук-вом Респ. Саха (Я кут ия ). Лит.: Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. Якутск, 1994; Ковлеков С.И. В .В . Никифоров и съезд якутов 1912 г. Якутск, 1996; Алексеев Е .Е История нацио­ нального вопроса в РС (Я ) (февраль 1917—1941 гг.). Якутск, 1998; Антонов Е.П. Культурно-просветительное общество «Саха омук». Новосибирск, 1998; Он же. Интеллигенция Якутии (1922—1938 гг.). Якутск, 1998; Макаров Г.Г. Северо-Восток России в 1921—1922 гг. Якутск, 1998; Игнатьева В .Б . Республика Саха (Якутия): Ретро­ спектива этнополитической истории. Новосибирск, 1999; Клиори- на И. С. История без флера. Последнее десятилетие в жизни Кю- люмнюра (1918—1928 гг.). Якутск, 1999; Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). Новосибирск, 2000; Народ саха от века к веку: очерки истории. Новосибирск, 2003. Е.П. Антонов ЯКУТЫ (назв. и самоназв.), корен, население Респ. Саха (Я к ут и я ) . Самоназв. саха (мн. ч. сахаляр), сахаурянгхай. Этноним не идентифицируется, но пред­ положительно восходит к более юж. территориям, где с VII по XVII в. упоминаются народы саэки, сахэги, сайхачжэ, сахалянь. Существует мнение о собственно тюркском (кыпчакском) происхождении этого этнонима, восходящем к телесскому этнономикону. Вторая часть этнонима, уряц гхай /урянхай , также была широко представлена в этнонимике тунгусо-маньчж., тюрк, и монг. народов. Этноним якут (екэ), предположительно, заимствован русскими от эвенков. Я. имеют свою автономию, расселяются довольно широко в бас. р. Лена и по ее притокам (Алдан, Вилюй, Олёкма), а также по рекам бас. Северного Ледовитого океана (Анабара, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма). Числ. в РФ по переписям (тыс. чел.): 1939 — 241,9, 1959 - 236,1, 1970 - 295,2, 1979 - 326,5, 1989 - 380,2, 2002 —443,9, в т. ч. в Якутии —432,3. В расовом отношении Я. являются представителя­ ми центр.-азиат, антропол. типа сев.-азиат, расы. По сравнению с др. тюркоязычными народами Сибири характеризуются наиболее сильным проявлением мон­ голоид. комплекса, окончат, оформление к-рого про­ исходило в сер. II тыс. н. э. уже на Лене в результате взаимодействия пришлого ценр.-азиат, и мест, байкал. компонентов. Говорят на якутском яз. Православие распространилось в XVIII—XIX вв. Христиан, культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др. Сохранились элементы тотемизма: род имел животно- го-покровителя, к-рого запрещалось убивать, называть по имени и др. Мир состоял из неск. ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего —Ала буурай тойон и др. Важным был культ жен. божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верх, мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем — коров. Гл. праздник — весенне-летний кумысный праздник (Ы сыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревян. кубков (чороон), играми, спорт, состязаниями и др. Был развит шаманизм. Шаман, бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским. В фольклоре был развит богатыр. эпос (олонхо), исполнявшийся ре­ читативом особыми сказителями (олонхосут) при боль­ шом стечении народа; ист. предания, сказки, особенно сказки о животных, пословицы, песни. Традиц. музык. инструменты —варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный осу- охай, игровые танцы и др. Я. существенно отличаются от окружающих наро­ дов, что служит основанием для поиска истоков и места формирования их культуры. Ее основу составляет ин­ теграция различ. этнокультур. традиций. Истоки якут, скот-ва прослеживаются в регион, культуре кочевников Центр. Азии и Юж. Сибири начиная со скиф, времени, а формирование ряда этноспецифич. элементов якут, культуры (язык, мифология, мировоззрение) происхо­ дило в древнетюркскую эпоху и связывается с телес- скими племенами. След, этап формирования культуры Я. связан с прибайкал. курыканами, в составе к-рых присутствовала не только тюрк, основа, но и монг., а также тунгус, компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция разноэтнических культур, тра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2