Историческая энциклопедия Сибири III

Всерос. фестиваля «Учитель и Ученики» к 80-летию А.А. Гончарова (Москва, 1997) и др. Опред. место в истории якут, театра принадлежит колхозно-совхоз. театрам, существовавшим в с. Майя Мегино-Кангаласского р-на (1936-41), пос. Нюрбе (1940-48). В 1959 в с. Ыгык-Кель Таттинского (позже — Алексеевского) р-на создан 1-й народ, театр, коллек­ тив к-рого участвовал во Всероссийском смотре народ, театров в Москве (1962). Позже образовались Вилюй- ский, Сунтарский, Наяхинский, Мегино-Кангаласский народ, театры. В 2006/07 в Респ. Саха (Якутия ) действуют Саха акад. театр им. П.А. Ойунского, Русский акад. драм, театр им. А.С. Пушкина (с 1920), передвижной драм, театр в Нюрбе (с 1966), Гос. нац. театр эстрадных ми­ ниатюр «Нара суохтар» (с 1990) и др. Среди деятелей якут, театра — народные артисты СССР В.В. Местни - ков, Д .Ф. Ходулов, народные артисты РСФСР и РФ С.А. Григорьев, Т.П. Местников, П.М. Решетников, засл. деятель искусств РФ А.С. Борисов, засл. артисты РСФСР и РФ М.Н. Гоголев, А.И. Кузьмина, Ф .Ф . По­ тапов, С.П. Федотов, засл. артисты РСФСР (РФ ) и на­ родные артисты Якутии С.И. Борисова, Г.С. Васильев, Д.Д. Слепцова, Е.Н.Степанов и др. Лит.: Якутский государственный музыкально-драматический театр имени П.А. Ойунского. Якутск, 1957; Стерши Т.А. На пути к профессиональному театру (И з истории театра в Якутии) / / Театр и драматургия. Л ., 1959; Якутская советская литература и искусство. Якутск, 1964; Григорьев С. Славное сорокалетие / / Сов. Якутия. 1965. 17 окт.; Театральная энциклопедия. М., 1967. Т. 5; Многоязыкий театр России. М., 1980. Г.М. Запорожченко, Л. И. Пыстипа ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ НАУК СССР, см. Филиалы Академии наук на востоке Рос­ сии', Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук. ЯКУТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Самым круп, жанром Я. ф. является героич. эпос —олонхо (так же обозна­ чается и отд. сказание). Осн. его содержание —героич. подвиги богатырей во благо племени айыы аймага и ураангхай саха, поэтому сказания называются по имени гл. героя («Эр Соготох», «Ньургун Боотур», «Кыыс Дэбилийэ»). Олонхо генетически близко к сказаниям тюрко-монг. народов Сибири. Исполняется эпос народ, сказителями —олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст сказывается речитативом, обычно без инструм. сопровождения. В мифах, легендах и преда­ ниях интерпретированы осн. вехи древ, истории якут, этноса. В них заметны элементы раннего представле­ ния человека об окруж. мире, отражены этич. нормы поведения и житейские правила. Особ, широко распро­ странены предания. Носители якут, фольклора назы­ вают предания, легенды и мифы «кэпсээн (сэЬэн)» — «рассказы (предания)». Сказки делятся на 3 группы: о животных, волшеб. и бытовые. Первые объясняют образ жизни птиц и зверей, их окраску и поведение. В волшеб. сказках слабые люди выходят победителями в конфликте с чудовищами (Магысом или др.). Сюжеты и образы быт. сказок основаны на реальном опыте пов- седнев. жизни народа, в них раскрываются нравств. и обществ, идеалы людей. Песня (ырыа) имеет неск. раз­ новидностей: олонхо ырыата —эпическое пение, хабарга ырыата —особый способ горлового пения с закрытым ртом, дьиэрэтии ырыа — протяжная песня, дэгэрэн ырыа — «частая» песня, поющаяся речитативом без фиоритур, с четким ритмом; чыычаах ырыата —«пение птиц». Особый песен, жанр —тойук (протяжная песня). В музык. фольклоре якутов он занимает центр, место, представляя собой самобыт. нац. особенность якут. пения. Тойуком исполняются быт., торжеств., любов. песни, речи осн. персонажей олонхо. Своеобраз. видом якут, народ, поэзии является чабыргах (скороговорка). Суть исполнения состоит в том, чтобы, не переводя дыхания, ритмично и выразительно продекламировать все произведение. У якутов мн. пословиц и поговорок, генетически общих с изречениями тюрко-монг. народов. Поэтич. произведения, сопровождающие большую часть традиц. обрядов, якуты называют «алгыс». В сущнос­ ти, этим словом они обозначают различ. произведения обрядовой поэзии — благопожелания, благословения, молитвы, заговоры, заклинания и гимны. Особый вид представляет осуохай —хоровод, танец, возникший в лоне обряда традиц. якут, праздника Ысыах, где гл. моментом являлось поклонение божествам айыы. Я. ф. исследовали фольклористы и этнографы Г.У. Эргис, А.А. Попов, Г.В. Ксенофонтов, И.В. Пу­ хов, Г.М. Васильев, Н.В. Емельянов, П.Е. Ефремов С.П. Ойунская, В.В. Илларионов, Н.А. Алексеев, Ю.Н. Дьяконова, С.Д. Мухоплева, А.С. Ларионова, музыковеды Н.Н. Николаева, Ю.И. Шейкин, В.А. Но­ говицын и др. Лит.: Эргис Г.У. Очерки якутского фольклора. М ., 1974; Кыыс Дэбилийэ. Якутский героический эпос. Новосибирск, 1993; Предания , легенды и мифы саха (якутов). Новосибирск, 1995; Могучий Эр Соготох : Якутский героический эпос. Новосибирск, 1996. Т. 10; Энциклопедия Якутии. М., 2000. Т. 1; Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск, 2003. Т. В. Илларионова якутский язык, язык корен, населения Респ. Саха (Якутия ) . В 2002 якуты насчитывали в своем составе 443 852 чел., считают родным Я. я. —456 288 чел. (с учетом якутоговорящих представителей др. этносов). За пределами Якутии этот язык распростра­ нен в Амурской, Магаданской, Сахалинской обл., на Таймыре и в Эвенкии. Я. я. —тюркский, но он значительно отличается от др. тюрк, языков. В классификации Н.А. Баскакова он выделен в отд. якут, подгруппу в составе уйгуро-огузс- кой группы восточно-хуннской ветви тюрк, языков. Отд. «якутскую группу» выделяет в своей классификации А.М. Щербак. Среди древ, языков Я. я. близок к языку орхоно-енисейских памятников VII—VIII вв., а из совр. языков — долганскому. В Я. я. выделяются центр., вилюйская, сев.-зап. и таймыр. группы говоров. Вокализм Я. я. включает 20 фонем: 8 кратких, 8 дол­ гих и 4 дифтонга. Дифтонги и долгие гласные делятся на первичные и вторичные. Первичные встречаются в корне, вторичные, возникшие в результате стяжения, встречаются в любом слоге. Сингармонизм, в т. ч. пос­ ледовательная лабиальная гармония как узких, так и широких гласных. Для консонантизма характерна строй­ ная система смычных и слабое развитие проточных. Морфология агглютинативная в сочетании с доста­ точно развитой аналитикой. Представлены специфич. формы личных местоимений 1-го и 2-го л. мн. ч. (биЬиги, эЬиги, и 3-го л. ед. ч. и мн. ч. кини, кинилер). Для падежной системы характерно отсутствие род. п. и наличие частного, совместного и винительного, собира­ тельного падежей. Развитая система глагола. Выделяют 10 наклонений, в системе индикатива — 11 вр. форм. Синтаксис сохраняет тюрк, типологию, но имеет и ряд специфич. особенностей: прямое дополнение может быть оформлено 5 падеж, формами в зависимости от степени охвата объекта действием, связь между однородными чле­ нами предложения может быть выражена аффиксом об­ ладания, числительными икки «два», совместным п. (при однородных подлежащих). В лексике мн. заимствований из монг., эвенкийск. и рус. яз. Выделяется значительная по объему группа звукоподражат. и образных слов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2