Историческая энциклопедия Сибири III

комедией. До сих пор пользуется успехом его комедия «Наара Суох» (1964). На ист. темы созданы пьесы и драмы С. Данилова, Н. Лугинова, И. Дмитриева-Сиэн Чолбодук, С. Ермолаева (С. Екер), В. Васильева- Харысхал. Среди них остротой постановки вопросов отличаются пьесы С. Ермолаева. Репертуар якут, театров часто включает инсцениров­ ки лит. произведений, среди них наиболее известной стала пьеса А.С. Борисова «Желанный мой голубой берег», написанная на основе повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Совр. якут, драма­ тургия активно ищет новые сценич. формы, обращается к мифол. источникам, стремится отразить интерес к общечеловеч. проблемам и ценностям. В 1980—90-е гг. создаются киносценарии (С. Ермолаев, Е. Неймохов, А. Дойду), начали появляться якут, фильмы («Чер­ ная маска», «Журавли над Ильменем» по сценариям Е. Неймохова). Заметными явлениями прозы последних десятилетий стали романы В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1993), трилогия Н. Лугинова «По велению Чингис­ хана» (1997—2005). В области документ, повести и романа создали новые произведения И. Федосеев, Г. Борисов, В. Яковлев-Далан. Роман И. Гоголева «Не отвергайте Богиню Милосердия» (1993) обозначил наступление нового этапа в Я. л., связанного с рас­ крытием суровой правды как прошлых лет, так и совр. действительности. Его роман «Третий глаз» (1999), отличающийся мифологизир. восприятием прошлого, в 2005 издан на нем. яз. По мнению исследователей, он совершил творч. прорыв в романном мышлении. Лит.: Очерк истории якутской литературы. М., 1970; Сафро­ нов Ф .Г ., Иванов В .Ф . Письменность якутов. Якутск, 1992; Тобуроков Н .Н ., Сыромятников Г .С., Габышев Н.А ., Михайло­ ва М.Г. История якутской литературы (середина XIX —начало XX века). Якутск, 1993. Т. 1; Литература Якутии XX века (историко- литературные очерки). Якутск, 2005. Н.Н. Тобуроков ЯКУТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Жан ровая система традиц. Я. м. к. подчинена неск. фунда­ мент. образованиям —певческим стилям, объединяющим разножанровые произведения. Среди таких стилей — дьиэрэтии ырыа, дэгэрэн ырыа и кутуруу. Дьиэрэтии ырыа (букв, протяжная, цветистая песня) —выс. стиль торжеств., праздничного пения. Ему свойственны специ- фич. тембровые краски, среди к-рых выделяется 1- или 2-кратная глоттализация (резкое сближение связок) кылыЬах, импровизационность метроритмики, нетем­ перированные звукоряды с увеличивающ. интервалами между ступенями, обилие внутрислоговых распевов. Дэ­ гэрэн ырыа (подвижная, размеренная песня) характери­ зуется отсутствием или редкостью украшений-кылыЬах, ритмической формульностью, стабильн. звукорядами, меньшим кол-вом распевов. Кутуруу (шаманское пение) отличается обилием глиссандо и вибрато, контраст­ но-регистровым интонированием. Не исключено, что существуют и др. певческие стили. Эпич. жанровую сферу представляют героич. эпос олонхо и сказки остуоруйа. С ней же связаны и пе- сенно-поэтич. импровизации тойук. Героич. сказания олонхо — масштаб, произведения, содержащие от 6 до 30 тыс. и более поэтич. строк и исполняющиеся сказителями-олонхосутами в течение неск. вечеров. По структуре представляют собой чередование декламации и развернутых песен, эпизодов, занимающих ок. пол. объема сказания и передающих прямую речь героев. В стиле дьиэрэтии поют богатыри Сред, и Верх, миров, в стиле дэгэрэн —др. персонажи Сред, мира (мальчик- слуга, старуха-скотница, конь богатыря, стерх и т. д.), в стиле кутуруу —богатыри Ниж. мира. О хар-ре пения последних высказывалась, однако, и др. точка зрения. По мнению Г. Г. Алексеевой, они поют в особом стиле «пение наизнанку», пародирующем пение чужаков —в части., тунгусов. В остуоруйа речевое интонирование чередуется с мононапевными песен, эпизодами, исполняющимися в стиле дэгэрэн. Известны отд. образцы сказок, поющиеся почти целиком. Тойуки —развернутые импровизации в стиле дьи­ эрэтии, исполняющиеся в торжеств, случаях. Содер­ жание тойуков разнообразно. Это могут быть песни об устройстве мира, о родной земле, важных обществ, событиях и т. д. Лирич. сферу составляют песни, в этнич. определе­ ниях к-рых отражаются разнохарактер. жанр, признаки. Это песни любовные —туойсуу ырыата, нёбные —тан- галай ырыата, гортанные —хабарга ырыата, гнусавые — хонгсуо ырыата, колыбельные — биЬик ырыата, ба­ лагурные скороговорки чабыргах и др., по существу, трудовые, бытовые, изредка лирич. песни. Для всех этих жанров характерен стиль дэгэрэн. С лирич. сферой свя­ заны наигрыши на муз. инструментах —метал, дуговом варгане хомус и смычковой лютне кырыымпа. Обряд, сфера Я. м. к. многообразна. До недавнего времени ее важную часть составляли шаман, песнопе­ ния. Они интонировались в стиле кутуруу и сопровож­ дались звучанием бубна дюнгюр. Возможно, с шаман, традицией связаны также песни кликуш мэнэрик ыры­ ата, ночные песни туул ырыата, песни-стоны энэлгэн ырыата, предсмерт. песни-стенания суланыы ырыата, обезболивающие песни когутуу ырыата. В 1970-е гг. Э.Е. Алексеев классифицировал эти жанры как камер­ ный пласт дьиэрэтии ырыа, но о существовании особого шаман, стиля пения в то время не упоминалось. Важную роль в семейных, скотовод., промысл, и др. обрядах играют алгыс —благопожелания и заклинания, исполняющиеся в стилях дьиэрэтии ырыа, а также, возможно, кутуруу. С календар. циклом связаны круговые коллект. песни-танцы оЬуохай, исполняющиеся во время летнего «кумысного» праздника ЫЬыах. ОЬуохай состоит из 3 разделов. Вступительный является приглашением к танцу и поется запевалой, как правило, в стиле дьиэ­ рэтии. 2-й и 3-й разделы, соотв. танцу шагом и танцу прыжками, интонируются в стиле дэгэрэн. Они имеют 1-строчную респонсорную форму: каждую строку, спе­ тую солистом, повторяют с высотными и метроритмич. изменениями все участники хоровода. В послед, время в якут. муз. фольклоре выявлено неск. локальных традиций: центральная (приленская), вилюйская, олёкминская и северная. Каждая из них, при сохранении общих закономерностей, обладает своей спецификой, к рая в наст, время активно изучается. Муз. культура европ. типа в Якутии начинает фор­ мироваться в 1910-е гг. Развивается муз. самодеят-ть, возникают 1-е оркестры, хоры, в т. ч. при культ.-просвет, об-вах «Саха аймах» (1917—20), «Саха омук» (1920—28). В 1920-е гг. в Якутске существовали духовой оркестр, оркестры рус. и якут. (анс. хомусистов) народ, инстру­ ментов. Предпринимались попытки орг-ции симф. оркест­ ра (в 1920 и 1933; рук. Д. Шимони). В кон. 1920-х гг. создана балет, студия О. Райковской. Важную роль в становлении проф. Я. м. к. сыграл Якутскнй радиокомитет (1928), остававшийся одним из центров проф. муз. исполнительства до 1990-х гг. В 1943 здесь созданы хор (рук. В. Попов) и симф. оркестр (орг. и 1-й дирижер Г. Брагинский; см. Симфонические ор­ кестры в Сибири). Действовала вокал, студия. Велась большая муз.-просвет, и концерт, деят-ть. В кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. поставлено неск. опер (нац. и рус.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2