Историческая энциклопедия Сибири III
комедией. До сих пор пользуется успехом его комедия «Наара Суох» (1964). На ист. темы созданы пьесы и драмы С. Данилова, Н. Лугинова, И. Дмитриева-Сиэн Чолбодук, С. Ермолаева (С. Екер), В. Васильева- Харысхал. Среди них остротой постановки вопросов отличаются пьесы С. Ермолаева. Репертуар якут, театров часто включает инсцениров ки лит. произведений, среди них наиболее известной стала пьеса А.С. Борисова «Желанный мой голубой берег», написанная на основе повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Совр. якут, драма тургия активно ищет новые сценич. формы, обращается к мифол. источникам, стремится отразить интерес к общечеловеч. проблемам и ценностям. В 1980—90-е гг. создаются киносценарии (С. Ермолаев, Е. Неймохов, А. Дойду), начали появляться якут, фильмы («Чер ная маска», «Журавли над Ильменем» по сценариям Е. Неймохова). Заметными явлениями прозы последних десятилетий стали романы В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1993), трилогия Н. Лугинова «По велению Чингис хана» (1997—2005). В области документ, повести и романа создали новые произведения И. Федосеев, Г. Борисов, В. Яковлев-Далан. Роман И. Гоголева «Не отвергайте Богиню Милосердия» (1993) обозначил наступление нового этапа в Я. л., связанного с рас крытием суровой правды как прошлых лет, так и совр. действительности. Его роман «Третий глаз» (1999), отличающийся мифологизир. восприятием прошлого, в 2005 издан на нем. яз. По мнению исследователей, он совершил творч. прорыв в романном мышлении. Лит.: Очерк истории якутской литературы. М., 1970; Сафро нов Ф .Г ., Иванов В .Ф . Письменность якутов. Якутск, 1992; Тобуроков Н .Н ., Сыромятников Г .С., Габышев Н.А ., Михайло ва М.Г. История якутской литературы (середина XIX —начало XX века). Якутск, 1993. Т. 1; Литература Якутии XX века (историко- литературные очерки). Якутск, 2005. Н.Н. Тобуроков ЯКУТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Жан ровая система традиц. Я. м. к. подчинена неск. фунда мент. образованиям —певческим стилям, объединяющим разножанровые произведения. Среди таких стилей — дьиэрэтии ырыа, дэгэрэн ырыа и кутуруу. Дьиэрэтии ырыа (букв, протяжная, цветистая песня) —выс. стиль торжеств., праздничного пения. Ему свойственны специ- фич. тембровые краски, среди к-рых выделяется 1- или 2-кратная глоттализация (резкое сближение связок) кылыЬах, импровизационность метроритмики, нетем перированные звукоряды с увеличивающ. интервалами между ступенями, обилие внутрислоговых распевов. Дэ гэрэн ырыа (подвижная, размеренная песня) характери зуется отсутствием или редкостью украшений-кылыЬах, ритмической формульностью, стабильн. звукорядами, меньшим кол-вом распевов. Кутуруу (шаманское пение) отличается обилием глиссандо и вибрато, контраст но-регистровым интонированием. Не исключено, что существуют и др. певческие стили. Эпич. жанровую сферу представляют героич. эпос олонхо и сказки остуоруйа. С ней же связаны и пе- сенно-поэтич. импровизации тойук. Героич. сказания олонхо — масштаб, произведения, содержащие от 6 до 30 тыс. и более поэтич. строк и исполняющиеся сказителями-олонхосутами в течение неск. вечеров. По структуре представляют собой чередование декламации и развернутых песен, эпизодов, занимающих ок. пол. объема сказания и передающих прямую речь героев. В стиле дьиэрэтии поют богатыри Сред, и Верх, миров, в стиле дэгэрэн —др. персонажи Сред, мира (мальчик- слуга, старуха-скотница, конь богатыря, стерх и т. д.), в стиле кутуруу —богатыри Ниж. мира. О хар-ре пения последних высказывалась, однако, и др. точка зрения. По мнению Г. Г. Алексеевой, они поют в особом стиле «пение наизнанку», пародирующем пение чужаков —в части., тунгусов. В остуоруйа речевое интонирование чередуется с мононапевными песен, эпизодами, исполняющимися в стиле дэгэрэн. Известны отд. образцы сказок, поющиеся почти целиком. Тойуки —развернутые импровизации в стиле дьи эрэтии, исполняющиеся в торжеств, случаях. Содер жание тойуков разнообразно. Это могут быть песни об устройстве мира, о родной земле, важных обществ, событиях и т. д. Лирич. сферу составляют песни, в этнич. определе ниях к-рых отражаются разнохарактер. жанр, признаки. Это песни любовные —туойсуу ырыата, нёбные —тан- галай ырыата, гортанные —хабарга ырыата, гнусавые — хонгсуо ырыата, колыбельные — биЬик ырыата, ба лагурные скороговорки чабыргах и др., по существу, трудовые, бытовые, изредка лирич. песни. Для всех этих жанров характерен стиль дэгэрэн. С лирич. сферой свя заны наигрыши на муз. инструментах —метал, дуговом варгане хомус и смычковой лютне кырыымпа. Обряд, сфера Я. м. к. многообразна. До недавнего времени ее важную часть составляли шаман, песнопе ния. Они интонировались в стиле кутуруу и сопровож дались звучанием бубна дюнгюр. Возможно, с шаман, традицией связаны также песни кликуш мэнэрик ыры ата, ночные песни туул ырыата, песни-стоны энэлгэн ырыата, предсмерт. песни-стенания суланыы ырыата, обезболивающие песни когутуу ырыата. В 1970-е гг. Э.Е. Алексеев классифицировал эти жанры как камер ный пласт дьиэрэтии ырыа, но о существовании особого шаман, стиля пения в то время не упоминалось. Важную роль в семейных, скотовод., промысл, и др. обрядах играют алгыс —благопожелания и заклинания, исполняющиеся в стилях дьиэрэтии ырыа, а также, возможно, кутуруу. С календар. циклом связаны круговые коллект. песни-танцы оЬуохай, исполняющиеся во время летнего «кумысного» праздника ЫЬыах. ОЬуохай состоит из 3 разделов. Вступительный является приглашением к танцу и поется запевалой, как правило, в стиле дьиэ рэтии. 2-й и 3-й разделы, соотв. танцу шагом и танцу прыжками, интонируются в стиле дэгэрэн. Они имеют 1-строчную респонсорную форму: каждую строку, спе тую солистом, повторяют с высотными и метроритмич. изменениями все участники хоровода. В послед, время в якут. муз. фольклоре выявлено неск. локальных традиций: центральная (приленская), вилюйская, олёкминская и северная. Каждая из них, при сохранении общих закономерностей, обладает своей спецификой, к рая в наст, время активно изучается. Муз. культура европ. типа в Якутии начинает фор мироваться в 1910-е гг. Развивается муз. самодеят-ть, возникают 1-е оркестры, хоры, в т. ч. при культ.-просвет, об-вах «Саха аймах» (1917—20), «Саха омук» (1920—28). В 1920-е гг. в Якутске существовали духовой оркестр, оркестры рус. и якут. (анс. хомусистов) народ, инстру ментов. Предпринимались попытки орг-ции симф. оркест ра (в 1920 и 1933; рук. Д. Шимони). В кон. 1920-х гг. создана балет, студия О. Райковской. Важную роль в становлении проф. Я. м. к. сыграл Якутскнй радиокомитет (1928), остававшийся одним из центров проф. муз. исполнительства до 1990-х гг. В 1943 здесь созданы хор (рук. В. Попов) и симф. оркестр (орг. и 1-й дирижер Г. Брагинский; см. Симфонические ор кестры в Сибири). Действовала вокал, студия. Велась большая муз.-просвет, и концерт, деят-ть. В кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. поставлено неск. опер (нац. и рус.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2