Историческая энциклопедия Сибири III
драмы А.И. Софронова: «Дьадацы Дьаакып» («Бедный Яков», 1914), «Таптал» («Любовь», 1915—16), «Олох дьэбэрэтэ» («Тина жизни», 1919) и др. Следуя традици ям А.Н. Островского, А.И. Софронов разработал осн. принципы якут, драматургии. Н.Д. Неустроев первым в якут, драматургии обра тился к жанровой форме комедии. К 1915 относится 1-й написанный им рассказ «Дикая жизнь». Этот и др. рассказы Неустроева пронизаны лиризмом и мягким юмором. С 1917 начинается новый этап развития истории Я. л. Основоположником якут. сов. лит. стал выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист и лингвист П. Ойунский {П.А. Слепцов). Он создает ряд стихов рев. и лирич. содержания, нек-рые из них стали попу ляр. песнями («Власть Советам»), создает драм, поэму «Красный шаман» (1917, 2-я ред. 1925), разрабатывает силлабо-тоническую систему стихосложения примени тельно к якут, поэтич. яз. В поэзии и прозе П. Ойун- ского соединились фольклоризм, романтич. стилистика и острая соц. проблематика. Использование фольклор, форм в произведениях становится общей особенностью мн. произведений, созданных в 1920—30-е гг. Осн. тематикой поэзии, драматургии, прозы этих лет стало критич. осмысление дорев. прошлого, критика шаманиз ма и религ. взглядов, пропаганда образования, интер- нац. солидарности с др. народами, освещение событий Гражданской войны, прославление идей социализма. Произведения С.Р. Кулачикова-Элляя, А.А. Ивано- ва-Кюндэ, А. Кудрина-Абагинского, С.С. Яковлева (Э. Эристин), К. Сокольникова, С.А. Саввина (К. Джи- рибинэ), Н.Е. Мординова, Н.Д. Неустроева составили ядро Я. л. Создание Союза советских писателей в 1934 повлияло на упрочение в творчестве писателей Якутии этих лет принципов «соц. реализма». В поэмах B.М. Новикова-Урастырова «Коммунист Семен» (1932), C.С. Васильева-Борогонского «Артель Романа» (1930), драмах А. Аччыгыйа «Человек» (1938), «От колонии к коммуне» (1932), произведениях П. Ойунского, П. Ту- ласынова, И. Винокурова-Чагылгана, Д.К. Сивцева (С. Омоллон), С. Ефремова и др. создавались образы строителей социализма. В это время в связи с усилением идеологизации лит., характерным для СССР в целом, подверглась резкому гонению лирика. В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народ, творчества, на лирику оказывают влияние фольклор, жанры благо словения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якут, героев войны снайпера Д.А. Гуляева, Героя Советского Союза Ф. Попова, эвена снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С. Р. Кулачикова-Элляя, К. Урастырова, М. Кузьмина-Хара, М. Тимофеева Терешкина, Т. Сме танина, С. Васильева и др. пользовались огромной попу лярностью. Значит, достижениями прозы стали романы Э. Эристина (С.С. Яковлев) «Молодежь Марыкчана» (1942), А. Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1-й ва риант). Теме войны посвящены очерки А. Аччыгыйа, С. Омоллона, рассказы С. Данилова, Н.Г. Золотарева (Н. Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детектив, жанр (Дм. Таас «Золотой гроб», 1941-42). Замет, явлением в драматургии воен. времени ста ли пьесы «Долг», «Враги» С. Ефремова, «Сайсары» (1943) С. Омоллоона, посвященные труду работников тыла. В. Протодьяконов-Кулантай в пьесе «Партизан Морозов» (1943) написал об участии саха Дапсырова в событиях войны вместе с сов. солдатами др. нацио нальностей. Не все темы могли получить освещение в произведениях 1940-х гг.: описания фашист, концлаге рей, факты массовой голодовки в тылу стали известны в подробностях и проникли на страницы печати лишь спустя десятилетия. После войны якут, поэзия обогатилась новыми поэ тич. сб. С. Данилова, К. Урастырова, С.Р. Кулачико ва-Элляя, С. Васильева, И. Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывш. солдат. Появились повести Н. Якутского «Золотой ру чей», С. Данилова «Твои друзья», Т. Сметанина «Егор Чэрин», Н. Мординова «Друзья», Н. Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народ, хоз-ва, возвращения к мирной жизни затронута в про изведениях А. Абагинского, Л. Попова, Б. Хабырыыса, П. Тобурокова, И. Гоголева, М. Ефимова и др. Заметен интерес к сатир, поэзии, дет. литературе. Появились 1-е переводы произведений якут, писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т. Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951), не сходящая со сцены до наших дней. Для этого этапа характерно отрицание лит. наследия классиков Я. л., особенно репрессированных П. Ойун ского, И. Арбиты и др. В период хрущевской «оттепели» начинают издавать ся собрания соч. А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, а после реабилитации П. Ойунского в 1955 выпущено 7 томов его произведений. 1960-е гг. стали этапом открытия Я. л. для общесоюз. читателя. Под рук-вом С. Данилова проводится актив, переводческая деяг-ть с якут, на языки народов СССР, и произведений писателей др. народов страны на якут, яз. Появляются романы в стихах С. Васильева «Млад ший сын» (1961), И. Гоголева «Солнечная гора» (1962), Р. Багатайского «Сыновья и невестки» (1964); повести в стихах К. Урастырова, М. Тимофеева посвящены теме недалекого ист. прошлого: 1930-м, 1940—50-м гг. Теме развенчания культа личности И.В. Сталина посвящены произведения Р. Багатайского, Б. Хабырыыса. В рома нах И. Гоголева, Р. Багатайского заметно влияние рома на в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И. Гоголев, Н. Герасимов-Айталын, М. Ефи мов, В. Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С. Руфова, сделавшего переводы сонетов В. Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставе ли. Особым лиризмом отличаются стихи В. Потаповой, Н. Харлампьевой, Н. Михалевой-Сайа, О. Корякиной- Умсууры, В. Петровой-Венеры. Гл. достижения в прозе 1960-х гг. связаны с име нами Н. Якутского, С. Данилова, И. Гоголева, А. Сы- ромятниковой, В. Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется ист. прошлое. Особенно замет но обогащение жанра рассказа, создаются миниатюр, юмор, произведения (Н. Габышев). Я. л. художественно отразила перемены во всех сферах обществ, жизни: в с. х. («На водоразделе рек» В. Яковлева, «Белый по ток» якут, прозаика Н. Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С. Данилова). В 1970—80-е гг. появляются романы П. Аввакумова, В. Протодьяконова- Кулантая, В. Соловьева (Б. Боотур), Л. Попова; среди них —неск. дилогий, трилогий. Возникает жанр фан тастики (Г. Угаров «Звезда Долбора», «Омертвевшие антенны»); Е. Неймохов, Н. Борисов-Уус развивают детектив, жанр. Для драматургии 1960—70-х гг. характерен интерес к соц. процессам современности (реорганизация села, становление пром-ти). Соц. тематике посвящены пьесы Л. Габышева, Л. Попова, С. Ефремова, И. Гоголева, А. Аччыгыйа и др. Особенно популярны пьесы И. Го голева. «Театр Гоголева» обогатил драматургию жанром пьесы-сказки, трагикомедией, драмой, притчей, сатир. 3 7 Заказ № 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2