Историческая энциклопедия Сибири III

драмы А.И. Софронова: «Дьадацы Дьаакып» («Бедный Яков», 1914), «Таптал» («Любовь», 1915—16), «Олох дьэбэрэтэ» («Тина жизни», 1919) и др. Следуя традици­ ям А.Н. Островского, А.И. Софронов разработал осн. принципы якут, драматургии. Н.Д. Неустроев первым в якут, драматургии обра­ тился к жанровой форме комедии. К 1915 относится 1-й написанный им рассказ «Дикая жизнь». Этот и др. рассказы Неустроева пронизаны лиризмом и мягким юмором. С 1917 начинается новый этап развития истории Я. л. Основоположником якут. сов. лит. стал выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист и лингвист П. Ойунский {П.А. Слепцов). Он создает ряд стихов рев. и лирич. содержания, нек-рые из них стали попу­ ляр. песнями («Власть Советам»), создает драм, поэму «Красный шаман» (1917, 2-я ред. 1925), разрабатывает силлабо-тоническую систему стихосложения примени­ тельно к якут, поэтич. яз. В поэзии и прозе П. Ойун- ского соединились фольклоризм, романтич. стилистика и острая соц. проблематика. Использование фольклор, форм в произведениях становится общей особенностью мн. произведений, созданных в 1920—30-е гг. Осн. тематикой поэзии, драматургии, прозы этих лет стало критич. осмысление дорев. прошлого, критика шаманиз­ ма и религ. взглядов, пропаганда образования, интер- нац. солидарности с др. народами, освещение событий Гражданской войны, прославление идей социализма. Произведения С.Р. Кулачикова-Элляя, А.А. Ивано- ва-Кюндэ, А. Кудрина-Абагинского, С.С. Яковлева (Э. Эристин), К. Сокольникова, С.А. Саввина (К. Джи- рибинэ), Н.Е. Мординова, Н.Д. Неустроева составили ядро Я. л. Создание Союза советских писателей в 1934 повлияло на упрочение в творчестве писателей Якутии этих лет принципов «соц. реализма». В поэмах B.М. Новикова-Урастырова «Коммунист Семен» (1932), C.С. Васильева-Борогонского «Артель Романа» (1930), драмах А. Аччыгыйа «Человек» (1938), «От колонии к коммуне» (1932), произведениях П. Ойунского, П. Ту- ласынова, И. Винокурова-Чагылгана, Д.К. Сивцева (С. Омоллон), С. Ефремова и др. создавались образы строителей социализма. В это время в связи с усилением идеологизации лит., характерным для СССР в целом, подверглась резкому гонению лирика. В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народ, творчества, на лирику оказывают влияние фольклор, жанры благо­ словения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якут, героев войны снайпера Д.А. Гуляева, Героя Советского Союза Ф. Попова, эвена снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С. Р. Кулачикова-Элляя, К. Урастырова, М. Кузьмина-Хара, М. Тимофеева Терешкина, Т. Сме­ танина, С. Васильева и др. пользовались огромной попу­ лярностью. Значит, достижениями прозы стали романы Э. Эристина (С.С. Яковлев) «Молодежь Марыкчана» (1942), А. Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1-й ва­ риант). Теме войны посвящены очерки А. Аччыгыйа, С. Омоллона, рассказы С. Данилова, Н.Г. Золотарева (Н. Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детектив, жанр (Дм. Таас «Золотой гроб», 1941-42). Замет, явлением в драматургии воен. времени ста­ ли пьесы «Долг», «Враги» С. Ефремова, «Сайсары» (1943) С. Омоллоона, посвященные труду работников тыла. В. Протодьяконов-Кулантай в пьесе «Партизан Морозов» (1943) написал об участии саха Дапсырова в событиях войны вместе с сов. солдатами др. нацио­ нальностей. Не все темы могли получить освещение в произведениях 1940-х гг.: описания фашист, концлаге­ рей, факты массовой голодовки в тылу стали известны в подробностях и проникли на страницы печати лишь спустя десятилетия. После войны якут, поэзия обогатилась новыми поэ­ тич. сб. С. Данилова, К. Урастырова, С.Р. Кулачико­ ва-Элляя, С. Васильева, И. Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывш. солдат. Появились повести Н. Якутского «Золотой ру­ чей», С. Данилова «Твои друзья», Т. Сметанина «Егор Чэрин», Н. Мординова «Друзья», Н. Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народ, хоз-ва, возвращения к мирной жизни затронута в про­ изведениях А. Абагинского, Л. Попова, Б. Хабырыыса, П. Тобурокова, И. Гоголева, М. Ефимова и др. Заметен интерес к сатир, поэзии, дет. литературе. Появились 1-е переводы произведений якут, писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т. Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951), не сходящая со сцены до наших дней. Для этого этапа характерно отрицание лит. наследия классиков Я. л., особенно репрессированных П. Ойун­ ского, И. Арбиты и др. В период хрущевской «оттепели» начинают издавать­ ся собрания соч. А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, а после реабилитации П. Ойунского в 1955 выпущено 7 томов его произведений. 1960-е гг. стали этапом открытия Я. л. для общесоюз. читателя. Под рук-вом С. Данилова проводится актив, переводческая деяг-ть с якут, на языки народов СССР, и произведений писателей др. народов страны на якут, яз. Появляются романы в стихах С. Васильева «Млад­ ший сын» (1961), И. Гоголева «Солнечная гора» (1962), Р. Багатайского «Сыновья и невестки» (1964); повести в стихах К. Урастырова, М. Тимофеева посвящены теме недалекого ист. прошлого: 1930-м, 1940—50-м гг. Теме развенчания культа личности И.В. Сталина посвящены произведения Р. Багатайского, Б. Хабырыыса. В рома­ нах И. Гоголева, Р. Багатайского заметно влияние рома­ на в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И. Гоголев, Н. Герасимов-Айталын, М. Ефи­ мов, В. Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С. Руфова, сделавшего переводы сонетов В. Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставе­ ли. Особым лиризмом отличаются стихи В. Потаповой, Н. Харлампьевой, Н. Михалевой-Сайа, О. Корякиной- Умсууры, В. Петровой-Венеры. Гл. достижения в прозе 1960-х гг. связаны с име­ нами Н. Якутского, С. Данилова, И. Гоголева, А. Сы- ромятниковой, В. Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется ист. прошлое. Особенно замет­ но обогащение жанра рассказа, создаются миниатюр, юмор, произведения (Н. Габышев). Я. л. художественно отразила перемены во всех сферах обществ, жизни: в с. х. («На водоразделе рек» В. Яковлева, «Белый по­ ток» якут, прозаика Н. Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С. Данилова). В 1970—80-е гг. появляются романы П. Аввакумова, В. Протодьяконова- Кулантая, В. Соловьева (Б. Боотур), Л. Попова; среди них —неск. дилогий, трилогий. Возникает жанр фан­ тастики (Г. Угаров «Звезда Долбора», «Омертвевшие антенны»); Е. Неймохов, Н. Борисов-Уус развивают детектив, жанр. Для драматургии 1960—70-х гг. характерен интерес к соц. процессам современности (реорганизация села, становление пром-ти). Соц. тематике посвящены пьесы Л. Габышева, Л. Попова, С. Ефремова, И. Гоголева, А. Аччыгыйа и др. Особенно популярны пьесы И. Го­ голева. «Театр Гоголева» обогатил драматургию жанром пьесы-сказки, трагикомедией, драмой, притчей, сатир. 3 7 Заказ № 284

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2