Историческая энциклопедия Сибири III

высшим нормам. Суммы, выделяемые гос-вом на фи­ нансирование епархии, постоянно возрастали, что было связано как с увеличением кол-ва церквей и приходов, так и с пониманием роли духовенства в укреплении гос. строя в крае. 1-е священники-миссионеры, посетившие Якутский кр., заложили традицию изучения якут. яз. Архиеп. Иннокентий (Вениаминов) основал духовно-цензурный комитет якут, переводов и ввел практику проведения церк. служб на якут. яз. Священнослужителей к церк­ вам назначали с учетом знания языка корен, населе­ ния. Об успехах деят-ти РПЦ в регионе в 1870—1919 свидетельствуют увеличение числ. якут, духовенства, умножение храмов с 37 до 134, расширение церк. землевладения, распространение в области рус. брач­ ного права. Сформировалась разветвленная структура духов, ведомства Якутской епархии — консистория, благочиния, попечительство, ревизионный комитет, ко­ митет миссионер, об-ва, церковно-миссионер. Братство Христа, училищный совет, училища, семинария, духов, школы, отдел Палестинского об-ва, духов, комиссии, ре­ дакция ж. «Якутские епархиальные ведомости», свечной и книжные склады. Духовенство взаимодействовало с органами упр-ния Якутской обл. —участвовало в работе различ. комиссий и комитетов, предоставляло светским органам и учреждениям данные о числ. населения и его состоянии, сотрудничало в проведении мед. мероприя­ тий. Якут, население воспринимало нормы и обычаи православия как через христиан, обряды, так и через духов, суд, предоставлявший возможность офиц. рас­ торжения брака. Церк. реформирование, начавшееся в России после революции 1905—1907, в Якутии, в силу ее отдаленности, остановилось на 1-й стадии: введенные вместо духов, консистории новые органы упр-ния — епархиальные советы —не успели себя реализовать из-за изменившейся в стране обстановки. В годы сов. власти мн. представители духов, ве­ домства Якутии стали объектом репрессий, и епархия фактически перестала существовать. К 1936 на тер. Я кут ской АССР действовала одна Николаевская церковь в Якутске (обновленческая), в 1958 —2 церк­ ви РПЦ: Якутская Николаевская и Олёкминская, входившие в состав Якутского благочиния Иркутской епархии. В 1993 в связи с начавшимся возрождением РПЦ решением Свящ. Синода образована Якутская епархия РПЦ. На 1 янв. 2005 в епархии имелось 50 приходов и жен. монастырь (с 12 насельницами). В их числе 22 храма и 20 молитвенных домов. Духовную службу несут 32 чел. Епископы Якутские, викарии Камчатской епархии: Павел (Попов; 6 марта 1860 — 9 нояб. 1866), Петр (Екатериновский; 9 нояб. 1866 —3 июля 1867), Диони­ сий (Хитров; 9 февр. 1868 — 12 дек. 1883) —епископ Якутский, викарий Камчатской епархии, затем епископ Якутский и Вилюйский; епископы Якутские и Вилюй- ские: Иаков (Домский; 8 янв. 1884 — 28 мая 1889), свт. Мелетий (Якимов; 5 июля 1889 — 14 окт. 1896), Никодим (Преображенский; 14 окт. 1896 — 27 сент. 1898), Никонор (Надеждин; 27 сент. 1898 — 17 янв. 1905), Макаров (Павлов; 17 янв. 1905 — 1 мая 1909), Иннокентий (Пустынский; 1 мая 1909—12), Мелетий (Заборовский; 23 февр. 1912 — 26 янв. 1916), Евфи- мий (Лапин; 26 янв. 1916—1920), Софроний (Арефьев; 1920—22), Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1923—25), Софроний (Старков; 1926); епископы Колымские, ви­ карии Якутской епархии: Синезий (Зарубин; 1927—28), Серафим (Виноградов; 1929—37), Венедикт (Пляскин — епископ Хабаровский и Владивостокский, управляющий приходами Якутского и Читинского вик-ства Иркутской епархии, Герман (Моралин; 28 марта 1993—17 авг. 2004 — епископ Якутский и Вилюйский, затем архиепископ Якутский и Ленский, Зосима (Давыдов; с 27 сент. 2004) — епископ Якутский и Ленский. Монастыри: Я кут ский Спасский мон-ръ, муж. (1663—1920); Якутская Покровско-Нининская миссио­ нерская община, жен. (1901—04); Свято-Покровский мон-рь, жен. (с 1996). Лит.: Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII —первая поло­ вина XIX в. Иркутск, 1996; Сафронов Ф.Г. Православное христи­ анство в Якутии. Мирный, 1997; Шишигин Е .С . Якутская епархия (краткий исторический очерк). Мирный, 1997; Юрганова Н .И . Из истории миссионерства в Якутии / / Якутский архив. 2002. № 3; Она же. История Якутской епархии. 1870—1919 гг. (Деятельность духовной консистории). Якутск, 2003. Н.И. Юрганова ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Возникновение и начало распространения письменности на якутском яз. относится к кон. XVII в. и связано с деят-тью рус. миссионеров. Всего до 1917 на якутском яз. было издано более 40 книг. Решающую роль в возникновении якут, худ. лит. сыграла книга О.Н. Бётлингка «О языке якутов» (1851), в к-рой были опубликованы «Ахтыылар» («Воспоминания») А.Я. Уваровского (1800—61). Это автобиогр. соч. стало 1-м памятником худ. прозы народа саха: повествование о жизни автора включает лирич. отступления, рассказы о поездках по Якутии, пейзаж, и портрет, зарисовки. Язык «Воспоминаний» богат об­ разными выражениями, почерпнутыми из якут, речи, их автор записал образцы фольклора, в части., текст олонхо (героич, эпоса). Издание О.Н. Бётлингка послужило толчком к со­ биранию фольклор, текстов на якут, яз.: начиная со 2-й пол. XIX в. появляется большое кол-во записей народ, песен и олонхо, хранящихся в архивах С.-Петербурга. Так, М.Н. Андросова-Ионова (1864—1941), признан­ ная 1-й якут, поэтессой, не только записала образцы олонхо, но и в стиле народ, эпоса создала свое ориг. произведение, основанное на реальных событиях, — «Кулкул БеЪе Силирикээн эмээхсин икки» (Кюлкюл Беге и Силирикэн старуха). Помимо фольклора на становление якут. худ. словесности оказала влияние рус. лит., в части., про­ изведения писателей-декабристов, И.А. Гончарова, В.Г. Короленко, В. Серошевского и др. о жизни народа саха в XIX в. К нач. XX в. относится начало творчества осново­ положников Я. л. — А.Е. Кулаковского, В.В. Ники­ форова, А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева (1895—1929). Выдающийся поэт и прозаик, фолькло­ рист и этнограф А.Е. Кулаковский в это время создает свои гл. худ. произведения, показав образцы творч. использования фольклора. Им написано стихотворение «Благословение Баяная» (1900), признанное 1-м худ. произведением Я. л., поэма «Сновидения шамана» (1910), в форме шаман, пророчества выразившая соц. проблематику, др. соч., связанные с нац. фольклор, традициями и содержащие раздумья поэта над острыми проблемами современности и над судьбами своего народа («Портреты якутских женщин», 1904; «Дары реки», 1909; и др.). Произведения А.Е. Кулаковского распро­ странялись в списках и уже в те годы снискали автору известность мастера слова (опубл. в 1924—25). Драма В.В. Никифорова «Манчаары туекун» («Раз­ бойник Манчары», 1906), опубликованная в 1912 и сразу переведенная на рус. яз., мн. годы затем стави­ лась на сценах Якутска и в улусах и оказала значит, влияние не только на драматургию, но и на все жанры Я. л. В этой пьесе впервые воплощен легендар. образ благород. разбойника, защитника бедноты Манчары, занявший впоследствии особое место в образной систе­ ме Я. л. В нач. XX в. популярностью пользовались и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2