Историческая энциклопедия Сибири III

отношения якутов в их ист. развитии и «современном положении» исследовал Л.Г. Левенталь. В.В. Ливадии взял на себя труд по изучению искусства и ремесел древ, якутов. И.И. Майнов вел антрополого-демогр. исслед-я населения Якутского кр. — русских , якутов, эвенков , метисов рус.-якут, происхождения; он интересовался вопросами, связанными с «объякучиванием» русских, выясняя общие причины и условия, при к-рых разви­ вается это явление. Э.К. Пекарский продолжал работу над составлением якут.-рус. словаря. Д.И. Меликов ис­ следовал уголов. статистику на основании данных судеб, и адм. учреждений. В.В. Никифоров собирал материал по семейному быту якутов, Г.Ф. Осмоловский — по промыслам (охоте и рыболовству), А.И. Попов — по быту и нравам, С.В. Ястремский —по худ. творчеству якутов. С.Ф. Ковалик изучал влияние золотопром-ти на быт населения Якутского кр., вел исслед-я в Ви- тимско-Олёкминской золотопром. системе, в сев. части Киренского окр. , населенной якутами, и в Олёкминском окр. В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон в Колымском окр. исследовали язык, верования, быт, промыслы чукчей, якутов, юкагиров. Экспедиция работала более 3 лет и собрала огром­ ный материал по демографии, антропологии, языку, фольклору и верованиям якутов, русских, эвенов, эвенков, по их мат. культуре и экон. строю и юр. быту, а также по этнографии и быту населения Колымского окр., Чукотки, Камчатки ( юкагиров , чукчей , коряков , ительменов и др.). Результаты экспедиции вскоре стали публиковаться в изданиях ВСО РГО. В 1897 напечата­ на «Программа издания трудов якутской экспедиции» В.А. Обручева. Труды должны были составить 13 т. Издано только 6 вып., часть материалов была напечата­ на в период, изданиях, а часть рукописей опубликована уже после революции. Исслед-я экспедиции, ее вклад в ист.-этногр. изуче­ ние Якутии сохраняют науч. ценность и сейчас. Лит.: Горохов К .И . О деятельности Э .К . Пекарского в Якут­ ской (Сибиряковской) экспедиции в 1894—1896 гг. / / Э . К . Пекар­ ский: Сб. статей. Якутск. 1958; Он же. Исследования и материалы участников Якутской (Сибиряковской) экспедиции ВСО РГО в 1894—1896 гг. в области этнографии якутов / / И з истории Якутии XVII—XIX веков. Якутск, 1965; Башарин Г.П. Из истории орга­ низации Сибиряковской историко-этнографической экспедиции в Якутию / / Якут, архив (сборник статей и документов). Якутск, 1972. Вып. 4; Иванов В .Н. Русские ученые о народах северо-вос­ тока Азии. Якутск, 1978; Оглезнева Т.Н. Русское географическое общество: изучение народов северо-востока Азии. 1845—1917 гг. Новосибирск, 1994. Т.Н. Оглезнева ЯКУТСКАЯ и ВИЛЮЙСКАЯ (ЛЕНСКАЯ) ЕПАРХИЯ РПЦ. В XVII — нач. XVIII в. церкви и монастыри Вост. Сибири входили в состав Сибирской и Тобольской епархии. В вост. части епархии были обра­ зованы отд. церк. благочиния (десятины), подчиненные непосредственно митрополиту, в их числе и самое боль­ шое по площ. —Якутское. В 1731 по ходатайству иркут. еп. Иннокентия ( Кульчицкого ) Якутская десятина включена в состав Иркутской епархии на правах отд. Якутского заказа. По решению Синода в 1852 Я кут ­ ская обл. вошла в состав созданной в 1840 Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. В 1853 ее архиепис­ коп Иннокентий ( Вениаминов) перенес в Якут ск архиепископскую кафедру, избрав местом жительства Якут ский Спасский монастырь. По предложению архиепископа для облегчения миссионер, работы в 1858 указом Синода в составе Камчатской епархии образо­ ваны 2 викариатства: Новоархангельское на Аляске и Якутское. Кафедру архиепископа перенесли в Благове­ щенск , и духов, главой Якутии стал викарный епископ. Учреждение викариатства, значительно расширившего и укрепившего самостоятельность якут, духовенства, стало заключит, этапом на пути к основанию самостоят. епархии, учреждению к-рой способствовало и выделение в 1851 Якутии в отд. адм. единицу. В кач-ве причин для образования самостоят. епархии архиеп. Иннокентий (Вениаминов) указывал на обширность тер. Якутской обл. и наличие населения со своим языком. Он считал, что глава духовенства Якутии должен знать якут. яз. и проживать в области. В 1870 император подписал указ об образовании Якутской и Вилюйской епархии с ка­ федральным городом Якутском (кафедральный собор — Свято-Троицкий храм). Правосл. население Якутии в этот период составляло 234 624 чел., в области действо­ вало 35 церквей (кроме монастырских) и 120 часовен, треть из к-рых можно считать приписными в связи с постоянным проживанием в них причтов. К сер. XIX в. в осн. была закончена христианизация населения области. Гл. задачей РПЦ в Якутии становит­ ся укрепление православия. Якутская епархия в сино­ дальном ведомстве всегда числилась на особом счету в связи с природ, и климат, условиями края, обширностью его территории, отдаленностью от Центра, разбросан­ ностью нас. пунктов, низкой плотностью, особым мента­ литетом корен, населения, влиянием шаманизма , язык, особенностями, спецификой хозяйствования. Высш. церк. власти России, учитывая трудности проживания в Якутии, специфику распространения и утверждения здесь православия, проводили гибкую политику. Замена выборных церк. старост причтом (исполнявшим обязан­ ности старост за ден. вознаграждение) с обязательством ведения им приход, делопроизв-ва —один из примеров признания особенностей Якутской епархии. С начала христианизации края ведущая роль в просвещении мест, населения принадлежала миссионерам. Тер. каждого прихода в Якутском кр. обычно составляла сотни или даже тысячи верст, а нас. пункты могли состоять из неск. юрт. Священники для исполнения своих обязан­ ностей совершали длит, поездки. Своеобраз. условия пастыр. служения требовали и особой пастыр. практики, к-рая нашла выражение в создании походных церквей и станов. В 1844 в области учреждены 2 походные церк­ ви —Николаевская и Благовещенская, в каждой по 2 священника и 2 причетника, и неск. позднее —Чукот­ ская миссия. Причт Николаевской церкви был обязан совершать миссионер, поездки в сев.-вост. часть области, а походное духовенство Благовещенской церкви — в сев.-зап. часть. Походным священникам вменялось в обязанность вести журналы наблюдений и ежегодно предоставлять их в Синод. Т. о., они выступали и в роли первых исследователей Якутского кр. В одном из отчетов обер-прокурора Синода отмечалось, что в Якутской епархии миссионер, труды несет все приход, духовенство, а не одни миссионеры. Именно этим объяс­ няется существование в области к 1870 большого кол-ва часовен (что позволяло в дальнейшем превращать их в церкви). Якут, часовни отличались от часовен Европ. России: во мн. из них имелся алтарь, наличие к-рого обязательно для церкви, т. к. алтарь позволяет служить литургию. Но и при отсутствии алтаря священнослу­ жители, Камчатской и впоследствии Якутской епархии имели право служить литургию. Для этого необходимо было наличие антиминса (спец. алтарного покрова), но походного. Якут, священнослужителям в нек-рых случаях разрешалось совершать обряды венчания в запрещенные церковью дни, упрощался и сам обряд (без письм. заявления, оглашений и проч.). Обеспечение духов, ведомства епархии складывалось из гос. содержания и поступлений из мест, источников. Духовенство Якутской епархии получало жалованье по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2