Историческая энциклопедия Сибири III

Сибири и Дальнего Востока». В 2003 Музей музыки и фольклора (Якутск) выпустил 7 компакт-дисков с образцами юкагир, фольклора. Для обоих диалектов созданы буквари, учеб. словари небольшого объема (до 3 тыс. слов), для нижнеколым. —эксперимент, учебники для 2-го и 3-го классов. Лит.: Крейнович Е.А. Юкагирский язык. М.; Л ., 1958; Он же. Исследования и материалы по юкагирскому языку. Л., 1982; Спиридонов В .К . Русско-юкагирский словарь. Якутск, 1997; Ыгко1аеоа I. СЬгезНютаПа Уикафпса. Вибарез!:, 2000; Курилов Г.Н. Юкагирско-русский словарь. Новосибирск, 2001; Николаева И.А., Шалугин В. Г. Словарь юкагирско-русский и русско-юкагирский (верхнеколымский диалект). СПб., 2002; А Типдга Уика^Ьй. МипсЬеп, 2003; МаПооа Е. А Огашшаг о! Ко1уша Уика^Ыг. МоиИт С га т т а г ЫЬгагу 27. ВегПп; N. У., 2003. А.А. Бурыкин ЮКАГИРЫ (тунгус., «говорящие невнятно», «ле­ дяные старики»), вадул, одул (самоназв., «могучий, сильный), этал, этел (коряк., чукот.), омоки (устар. рус.), народ в РФ. Живут в Верхнеколымском (таеж. Ю., или одул) и Нижнеколымском (тундренные Ю., или вадул) р-нах Респ. Саха (Якут ия), Алаиховском и Анадырском р-нах Чукотского авт. окр. Числ. Ю. (тыс. чел.): кон. XVII в. —2,5, 1-я пол. XVIII в. —ок. 1,5, 1897 - 0,9, 1926 - 0,4, 1959 - 0,4, 1970 - 0,6, 1979 — 0,8, 1989 — 1,1, 2002 — 1,5. Ю. относятся к байкальскому (палеосиб.) антропол. типу североазиат. расы. Говорят на юкагирском яз. Нек-рые лингвисты выделяют урало-юкагир, семью яз. Ю. разговаривают на таеж. и тундровом диалектах. Широкое распростра­ нение имеют русский, чукотский, эвенский и якутский яз. Письменность создана в 1970-х гг. на основе рус. графики и тундрового диалекта. До XX в. сохранялась пиктогр. письменность на бересте. Большинство исследователей связывают Ю. с древ, населением Вост. Сибири 1 тыс. до н. э. В 1—2 тыс. н. э. в ходе расселения в Вост. Сибири тунгус. ( эвенки, эве­ ны) и тюрк, {якуты) народов произошло сокращение этнич. тер. Ю. и отчасти их ассимиляция. Пришедшие в сер. XVII в. русские застали Ю. на тер. от Лены до Анадыря. Притеснения со стороны казачьей администра­ ции, воен. столкновения с соседними народами (якутами и др.) и эпидемии привели к сокращению числ. Ю. и изменению этнич. территории. Ю. делились на 12 территор. групп («родов»), состоявших из более мелких подразделений — родов. Род возглавлялся старейшиной, часто выполнявшим функции шамана. Были также воен. лидеры. Вселенная представлялась разделенной на верх., ср. и ниж. миры, соединенные рекой. Традиц. верования — шаманизм, верховный небесный бог Хойл, культы духов, огня, предков, солнца, медвежий культ, жертвоприношения собак, промысл, обряды, праздник весны —Шахад-зибе. Совр. Ю. — православные. Семья большая патриар­ хальная, преобладание матрилокальности, билинейная экзогамия, наследование патрилинейное, вытеснявшая матрилинейность. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С кон. XIX в. распространился инс­ титут калыма. Традиц. занятия —полукочевая и кочевая охота на сев. оленя, транспорт, оленеводство (с XVI в.), рыбо­ ловство (подсоб, значение) у тундровых Ю.; охота на копыт, животных, рыболовство (удочки, сети, ловушки) и собирательство у таеж. Ю. Летом передвигались на оленях верхом, зимой — на дугокопыльных нартах. Тундр. Ю. использовали собачьи прямокопыльные нарты. По воде перемещались на берест., долбленых и дощатых лодках, треугольных плотах, по снегу — на ступательных подшитых камусом лыжах, голицах. Примитив, хар-р металлообработки: ковка, литье. Жилища — полуземлянки-чандалы, конич. шалаш из тонких бревен, крытых дерном, чум с корьевым или ровдужным покрытием. Во 2-й пол. XVIII в. распро­ страняются срубные юрты и цилиндроконич. чумы, заимствованные соотв. у якутов и эвенов. В хоз. целях использовали лабазы. Традиц. одежда во мн. аналогична эвенк, и эвен­ ской. Носили распашной кафтан летом из ровдуги, а зимой из оленьих шкур. Сзади пришивали «хвосты» из тюленьих шкур: у мужчин —раздвоенные сзади, у женщин —по бокам. Мужчины носили пояс. Под кафтан надевали нагрудник, штаны: летом —кожаные, зимой — меховые. Особенностью костюма был воротник из беличьих хвостов —боа. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, напоминающая чукот. камлейку и кухлянку. Летняя обувь была из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зи­ мой —высокие торбасы и чулки из меха. Жен. одежда отличалась легкостью и применением разноцвет, меха. Праздничная одежда украшалась оленьим волосом, мехом, аппликацией, бисером и т. д. Бытовали серебр., медные и желез, украшения. Осн. пища —мясо (сушили, коптили и т. д.), рыба (вареная, вяленая, мороженая, ферментир.), грибы, корни, ягоды, жир и лепешки из икры. Рыбу храни­ ли в виде юколы и употребляли с оленьей кровью. В кач-ве возбуждающего средства употребляли мухомор. Утварь деревян. и берест., в преданиях упоминается гончарство. Осн. жанры фольклора — «вороний» эпос, преда­ ния, рассказы и сказки. Танцы —круговой (лонгдол) и парный подражательный («Лебедь»). Совр. Ю. занимаются оленеводством, пушным про­ мыслом, рыболовством. Создаются родовые общины, фольклор, ансамбли. В силу дисперсного расселения в многонац. поселках происходят ассимиляц. процессы. Лит.: Ю к а г и ры : Историко-этнографический очерк. Ново­ сибирск, 1975; Симченко Ю .Б . Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976; Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979; Гоголев А .Н . История Якутии (Обзор исторических со­ бытий до начала XX в.). Якутск, 1999; Иохельсон В .И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск, 2005. В. В. Николаев ЮКЕЧЕВ Юрий Павлович (р. 1 янв. 1947, Мука- чево, УССР), композитор, исполнитель, педагог. Засл. деятель искусств РСФСР (1996). Окончил теор.-ком­ позит. фак-т Ленинградской консерватории по классу О. Евлахова (1970). В Новосибирской гос. консервато­ рии работает на каф. композиции с 1970, проф. (1998). С 1996 —пред. Сиб. отд-ния Союза композиторов (СК) России. Ю. написано более 300 произведений в разных жан­ рах, в т. ч. концерты для оркестра рус. народ, инстру­ ментов, квартеты, фортепианные трио, сонаты, хоровые кантаты. Среди учеников композиторы З.К. Степанов (Якутск), А.В. Новиков (Владивосток), А.Я. Дернев, О.М. Сереброва, Р.С. Столяр, С.П. Москаев и др. Соч.: кантаты «Песня над озером» на стихи корейских поэтов (1974), «При свече» (1975), опера «Сказание о людях тайги» по роману А. Черкасова «Хмель» (1986), джазовые и электронные композиции. Дискография: «51Ьепап 4», «БпННес!», «Оосишеп!: (Ки551ап ]ъ гг — 80)», ЬопсЬп, Ьео Кесогбз, «Му НеаН 1 $ Кеабу», НеШсоп С1аз51С8, N. V., Б8А . Л и т .: Гончаренко С.С. Служение созиданию // Композито­ ры Новосибирска. Новосибирск, 1996; Файн Я .Н . Инструмент новый, проблемы старые, музыка вечна (О «Фауст-композиции» Ю. Юкечева) / / Фауст-тема в музыкальном искусстве и литературе. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3, кн. 2. Б.А. Шиндин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2