Историческая энциклопедия Сибири III
ное увеличение суммы С.-х. н., взимаемого с колхозни ков. В Новосибирской обл. в 1939 по сравнению с 1938 она увеличилась почти в 3 раза. К уплате налога при влекались ранее освобожденные от него личные хоз-ва проживающих в деревне рабочих и служащих. Не претерпевая принцип, изменений, закон 1939 давал возможность властям варьировать тяжесть об ложения жителей деревни. Осн. инструментами его изменения являлись нормы доходности и шкала ставок. Первый раз эти показатели были пересмотрены в сторо ну увеличения в 1941. В 1943 вновь выросла прогрессия шкалы ставок и изменились нормы доходности. В 1946 нормы доходности были снижены, что благотворно сказалось на развитии личного сектора экономики сиб. деревни. В 1948 началась очередная кампания по огра ничению размеров ЛПХ, в рамках к-рой существенно выросли ставки С.-х. н. Его рост привел к сокращению размеров приусадеб. хоз-в. Вследствие этого произошло снижение налогооблагаемой базы и общей суммы налог, поступлений. Для компенсации потерь гос-во в 1950, а затем в 1951 и 1952 вновь пошло на повышение ставок С.-х. н. Др. способами увеличения размеров налого во-податного изъятия в кон. 1940-х — нач. 1950-х гг. были расширение контингента плательщиков за счет лиц, ранее имевших налог, льготы, а также снижение размеров оставшихся льгот. После смерти И .В . Сталина произошло радик. реформирование налог, системы. В соотв. с принятым в авг. 1953 законом С.-х. н. стал исчисляться по твер дой ставке, не зависящей от общей суммы доходов, — с площади (с каждой сотой га) приусадеб. земли, нахо дящейся в личной собственности. Тем самым С.-х. н. фактически превращался в поземел. налог с сел. насе ления. При этом ставка обложения была изначально невысокой и в дальнейшем не менялась. В итоге С.-х. н. потерял фискал, значение и перестал быть обремени тельным для жителей деревни. В постсов. период единый С.-х. н. введен в 2001 и взимается с с.-х. товаропроизводителей по установлен ной процент, доле (ставке) налог, базы, к-рой признает ся ден. выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Единым налог называется потому, что он, по желанию плательщика, заменяет уплату налогов на прибыль орг-ций, на добавлен, стоимость, на имущество орг-ций и единого социального. См. Аграрная политика советского государства в Сибири. Лит.: Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х —начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004; Он же. Сельскохозяйственный налог в сибирской деревне в 1924—1928 гг. / / Налоги и заготовки в сибирской деревне в 1890—1920-е гг. Ново сибирск, 2004. В.А. Ильиных СЕМЕЙСКИЕ , старообрядцы З а б а й к а л ь я , в 1760-х гг. выведенные рус. войсками семьями из пре делов Белоруссии, Украины и Польши. В Сибири за ними закрепилось название «семейские». Первонач. поселено ок. 5 тыс. чел. С 1782 (4-я ревизия) по 1850 их кол-во увеличилось с 4,4 тыс. до 17,9 тыс. чел. по преуменьшенным данным переписи 1897 — 40 тыс. В наст, время С. живут в разных регионах России (Респ. Бурят ия , Амурская обл., Забайкальский, Хабаров ский и Приморский кр .) и за рубежом. У этой группы старообрядцев преобладает русский (славянский) антропол. тип с нек-рыми признаками украин., польск., бурят, метисации. Об этом свидетель ствуют фамилии С. украин. и польск. происхождения, смешанные браки с бурятами. По замечанию этногра фа Г.М. Осокина, «ведя более правильную жизнь, не злоупотребляя вином, табаком, распутством, семейские дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения». Для них характерен юго-зап. акаю щий диалект с нек-рыми заимствованиями из украин. и бурятского языков, отмечены элементы севернорус. и белорус, говора (у старообрядцев Чикоя). С. долгое время не признавали светскую грамотность, писали на старослав. яз., обучали ему детей. С. в большинстве своем относятся к последователям беглопоповского ветковского согласия, позднее —бело- криницкого согласия. Представлены также беспоповцы федосеевского, поморского толков, темноверцы и час тично часовенные. В сов. период в связи с насажде нием атеизма и разрушением церквей, уничтожением 81 молитв, здания, сопровождаемых репрессиями, мн. из бывш. старообрядцев стали атеистами. В наст, время возведено неск. храмов (в Бичуре, Куйтуне, Тарбага- тае), в Улан-Удэ построены церкви беглопоповцев и белокриницкого согласия. Исследователи называли субобщину С. «общиною общин». Она была необходимой формой хозяйствова ния, отстаивала экон. интересы крестьян, оказывала влияние на нравств.-психол. нормы труда и быта. На обществ, сходах выбирались староста, старшина и писарь, решались вопросы землепользования, распре делялись подати и повинности. Под надзором общины проводились обществ, и церк. праздники. Последователи старой веры, природные земледе льцы, обладая большим с.-х. опытом, крепкой общин, сплоченностью и поразит, трудолюбием, через короткое время заслужили признание как лучшие земледельцы, а места их поселения стали житницами края. Для воз делывания земли применяли соху, сабан. Первыми в Сибири стали использовать плуг, для боронования — плетеные бороны с дерев, зубьями, затем рамочные де рев. бороны с желез, зубьями. «Они и камень сделали плодородным», —отозвался о них иркут. губернатор Н .Н . Трескин. Выращивали рожь (ярицу), пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, а также огород, культуры — капусту, морковь, лук, чеснок, редьку, репу, брюкву, редис, укроп, бураки (свеклу), позднее картофель. Староверы называли его «чертовы яблоки» и долго отказывались разводить. Для полива пашен и огородов перепруживали речки и устраивали канавы. Жив-во имело подсоб, значение. В XVIII в. у С. преобладала малая семья, в 1-й пол. XIX в. семьи старообрядцев с числом душ муж. пола от 6 до 30 чел. составляли 43%. Встречались обуслов ленные хоз. необходимостью, неразделенные многопо коленные семьи, достигавшие 30—50 чел. В братских семьях выбор старшего определялся его способностью вести хоз-во. Взаимоотношения и распорядок в семье регламентировались обычным правом, гражд. и церк. установлениями. Преобладали равные браки. Глава семьи являлся блюстителем быт. уклада. Домочадцы беспрекословно во всем подчинялись ему, соблюдая жесткие патриарх, порядки. Авторитет хозяйки дома был достаточно высок, но жизнь невесток осложнялась множеством обязанностей, ограниченностью в правах. Важное значение придавалось труд, воспитанию детей. Старообряд. семьи характеризовались крепостью и вер ностью сторон в браке. Разводы были крайне редки. Забайкал. старообряд. селения отличались большой протяженностью. В них имелось неск. улиц, располо женных в 1—2 ряда вдоль рек и речек. Сохранялась традиц. рус. застройка крест, усадьбы. В комплекс переднего двора входили дом, иногда зимовье, амбар, погреб, навес для телег, саней, др. инвентарь. На скот ном дворе находились стайки, омшаник, хлев, сарай для лошадей, сеновал, сушильни для хлеба, рига (овин), позади них баня. Вся усадьба огораживалась высоким забором, заплотом, иногда на заднем дворе ставили час
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2