Историческая энциклопедия Сибири III
Стр-во правосл. храмов на о-ве Сахалин началось после прибытия туда в 1868 свящ. Симеона Казанско го «для исполнения духовных треб в Дуэ, Кусунае и Аниве». Первонач. местом его пребывания был пост Кусунайский, затем Муравьевский на оз. Буссе. Оконча тельно обосновавшись в посту Корсаковском, о. Симеон в мае 1870 заложил один из 1-х Сахалин, храмов —во имя свт. Николая. К кон. 1880-х гг. на о-ве Сахали не, к-рый входил в состав Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии, имелось 5 приход, церквей — в постах Александровском, Дуэ, Корсаковском и в се лениях Рыковском и Мало-Тымово. В нач. 1890-х гг. в посту Александровском, адм. центре о-ва Сахалина, началось стр-во гл. собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 23 июня 1893 состоялось его торжествен ное освящение. Преемниками свт. Иннокентия на Камчатской кафед ре стали: с 18 марта 1868 —еп. Вениамин (Благонравов), с 31 марта 1873 —еп. Павел (Попов), с 17 окт. 1877 — еп. Мартиниан (Муратовский), с 22 июля 1885 — еп. Гурий (Буртасовский), с 25 окт. 1892 —еп. Макарий (Дарский), с. 4 окт. 1897 —еп. Евсевий (Никольский). После разделения в 1898 Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии на 2 епархии: Владивосток скую и Камчатскую, Благовещенскую и Приамурскую — приходы, находившиеся на тер. Сахалина и Курил, перешли под упр-ние епископа (в последующем —ар хиепископа) Владивостокского и Камчатского Евсевия (Никольского), назначенного на кафедру 1 янв. 1899. К этому времени на Сахалине было 10 церквей и 6 часовен. События 1917 тяжело сказались на жизни епархии. И хотя с 1918 по 1932 епархия еще существовала (име новалась Приморской и Владивостокской), однако более или менее стабильная деят-ть ее приходов продолжалась лишь до 1922. 15 июня 1925 Рыковский район, ревком забрал в бессрочное пользование церковь в честь Казан ской иконы Божией Матери, в 1926 закрыты часовня в с. Воскресеновка и старейшая церковь во имя свт. Ни колая в пос. Дуэ. В 1926 часовню в с. Абрамовка было решено продать с аукциона. К 1930, менее чем через 5 лет после установления сов. власти, на Сахалине не осталось ни одного действующего правосл. храма. Возобновление приход, жизни началось с учреж дения Свящ. Синодом 25 янв. 1945 Хабаровской и Владивостокской епархии. Тер. епархии охватывала Хабаровский и Приморский кр. С февр. 1949 по июль 1988 приходы Сахалина и Курил управлялись правя щими архиереями Иркутской и Читинской епархии. 19 июля 1988 епископом Хабаровским и Владивосток ским назначен наместник Псково-Печерского Свято- Успенского мон-ря архим. Гавриил (Стеблюченко). Рукоположение состоялось 23 июля 1988 в Москве. К этому времени в состав епархии входили 15 приходов с 26 священнослужителями. В 1989 с благословения еп. Гавриила в Южно-Сахалинске открыт 1-й приход во имя блж. Ксении Петербургской. В 1991 открылись еще 4 прихода в Холмске, Охе, Корсакове и пос. Тымовское. С 21 апр. 1991 приходы о-вов Сахалина и Курил пере шли под упр-ние епископа Магаданского и Камчатского Аркадия (Афонина). 23 февр. 1993 он назначен управ ляющим самостоят. Южно-Сахалинской и Курильской епархией. Приоритет, направлением деят-ти епархии стало открытие новых приходов и стр-во храмов на тер. Сахалина и Курил. В 1993—94 в епархии открыто 15 новых приходов. В 1995 в Южно-Сахалинске освящен кафедральный собор Воскресения Христова. К этому времени возведены храмы в Александровске-Саха- линском, Невельске, Южно-Курильске. 1 авг. 1997 во епископа Южно-Сахалинского и Курильского постав лен игум. Ионафан (Цветков). К 1997 на тер. епархии открыто 42 прихода, действовало 42 храма. В 1997 в Корсакове учрежден Свято-Покровский муж. мон-рь. На нач. 2006 число насельников монастыря составило 4 чел. С 2004 по благословению Патр. Алексия II дейст вует Центр дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. О.А. Павлова ЮЖНО УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (ЮУЖД), филиал ОАО «Российские железные доро ги», 2 из 5 отд-ний к-рого (Курганское, Петропавлов ское) обслуживают тер. Сибири. Ж. д., находящаяся под упр-нием Курганского отд-ния, явилась начальным звеном Транссибирской магистрали. Стр-во ж. д. между Челябинском и Курганом на чалось в 1892. Осенью 1893 на ст. Шумиха произошла стыковка Челябинского и Курганского уч-ков, а 4 окт. в Курган прибыл 1-й поезд. Челябинск стал стыковочным пунктом Самаро-Златоустовской и Сибирской ж. д. В Зауралье в совр. границах Курганской обл. Транссиб прошел более 400 км с экон. влиянием по обе стороны дороги более 200 км. С окт. 1896 работала ст. Курган, куда входило паровоз, депо на 9 стойл —самое круп, депо на уч-ке. Станция имела пассажир, здание, товар, платформу, гидравлич. кран, пакгауз. В ночное время место остановки поезда на станции освещалось кострами. Позднее на перроне появились газовые и керосин, фона ри. Перрон стал местом отдыха как железнодорожников, так и гор. жителей. За время революции и Гражданской войны 60 % пу тевого хоз-ва Курганского отд-ния пришло в негодность. При сов. власти за короткий срок жизнедеят-ть дороги восстановилась. С 1934, в рамках воплощения гос. поли тики по разукрупнению ж. д., из состава Пермской ж. д. выделилась ЮУЖД. В предвоен. годы дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всем гл. ходу от Кропачево до Макушино вступила в строй авто- матич. блокировка. Ср. вес грузового поезда на дороге в 1940 по сравнению с 1917 вырос в 5 раз, среднесут. пробег паровоза увеличился со 145 до 231 км. Резко увеличилась нагрузка на ж. д. в годы войны. С лета 1941 для пропуска большего кол-ва поездов вво дился воинский график движения. В 1943 стахановец машинист И.П. Блинов первым осуществил скоростную кольцевую езду, обеспечив существ, экономию топлива, за что удостоился звания Героя Социалистического Труда. Осн. содержанием послевоен. переоснащения ЮУЖД стала электрификация и переход с паровой тяги на тепловозную. К 1957 завершилась электрификация уч-ка Курган—Челябинск. В 1961 после присоединения к дороге Петропавловского отд-ния электрифицирован последний замыкающий уч-к Макушино—Исилькуль длиной 272 км. С 1967 началось внедрение ЭВМ; информ. переоснащение дороги продолжилось и в XXI в. Лит.: Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги. Челябинск, 2004. Г. Г. Павлуцких, И. В. Скородумов ЮЖНО-ЯКУТСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ТП К ) , расположен на юге Респ. Саха (Я кут ия ). В состав входят территории 3 р-нов: Олёкминского, Алданского и Нерюнгринского. Общая площадь тер. Ю.-Я. ТПК превышает 1 млн кв. км. Геогр. положение Ю.-Я. ТПК благоприятно для экон. развития вследствие относит, близости от про мышленно развитых юж. р-нов Д. Востока и Вост. Сибири. Через эту территорию проходит Амуро-Якут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2