Историческая энциклопедия Сибири III
Лит.: Ядринцев Н .М . Российская община в тюрьме и ссылке. Исследования и наблюдения над жизнью тюремных ссыльных и бродяжеских общин. Исторический очерк сибирской ссылки. СПб., 1872; Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. СПб., 1900; Дворянов В .Н . В сибирской дальней стороне...: Очерки истории царской каторги и ссылки. 60-е годы XVIII в. - 1917 г. Минск, 1971; Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885—1886 гг.): В 2 т. СПб., 1999; Устав об этапах в сибирских губерниях //П о л н о е собр. законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 38. О.Н. Катионов ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ СИБИРИ. Группа ист. музеев, документирующих этногенез народов и др. этнич. общностей, их быт, культуру посредством комплектования, хранения, изучения и популяризации этногр. коллекций. Включает ист.-этногр., архит.-эт ногр. музеи под открытым небом, музеи-заповедники с экспозициями и архит. или ист. памятниками. Самые изв. музеи-заповедники: Тобольский историко-архи тектурный, ист.-этнографический «Шушенское», ист.- культур. и природный «Томская писаница», Музей ис тории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Историко-архитектурный музей под открытым небом Ин-та археологии и этнографии СО РАН, а также Этнографический музей-заповедник народов Забайкалья (пос. Верх. Берёзовка близ Улан-Удэ, Респ. Бурятия ), открытый в 1973 по инициативе акад. А .П. Окладнико ва, археологов, этнографов, буддологов Бурятии. Науч. программа деят-ти этого музея и его структура отражают сложный процесс формирования и сосуществования корен, этнич. групп {бурят, эвенков ) и рус. населения, их нац. самобытность. В 1973 начато систематич. ком плектование профил. материалов (рук. С.Р. Хомосов). На площ. в 37 га размещено 6 экспозиц. комплексов (построены по тем.-хронол. принципу с учетом природ, факторов): археол., ист.-этногр. (эвенки, забайкал. буряты, рус. старожилы, старообрядцы-семейские) и городской. Демонстрируется 25 деревян. построек, пе ревезенных с мест' бытования и реконструированных, традиц. быт. предметы (ок. 12 тыс.), этногр. рисунки (78 ед.), фотографии (361 ед.). Воссозданы жилые и хоз. постройки с характерным для них интерьером и оснащением (мебель, утварь, орудия труда, одежда и т. д.), наглядно представляющие особенности мат. и духов, культуры разных этнич. групп. В 1989 открыт Ханты-Мансийский окр. этногра фический музей-заповедник «Торум Маа». Находится в ведении Комитета по делам малочисленных наро дов Севера (с 1992). В его становлении и развитии видную роль сыграла обско-угорская интеллигенция. Заповедник расположен в уник, природ, ландшафте, включает культовый комплекс (свящ. лабаз и 7 идолов, выполненных худ. Г.С. Райшевым), а также комплекс с летними юртами, бревенч. домом, чувалом, хоз. лаба зами, коптильней, лодками под навесом и др. В фондах находится ок. 2 тыс. ед. хр., в т. ч. богатая коллекция жен. и дет. одежды, изделия из бисера, бересты и меха. Имеются фоно- и видеоматериалы. Музей координирует науч. и экспедиц. работу в округе, организует пере- движ. выставки, ведет просвет, и образоват. деят-ть, направленную на консолидацию корен, народов Ханты- Мансийского авт. окр., возрождение народ, праздни ков и традиций. В рамках празднования Дней коренных народов мира (1999) в «Торум Маа» прошел семинар по изготовлению берест, изделий. Налажены связи с Венгрией, Финляндией. Областные краевед, музеи Сибири открывают филиа лы ист.-этногр. профиля. Большереченский ист.-этногр. музей (пос. Болынеречье Омской обл.) создан в 1960 по инициативе общественности (в т. ч. 1-го дир. музея В.С. Аношина) как Большереченский район, краевед, музей. С 1965 —это филиал Омского краевед., с 1980 — Омского объед. исторического и литературного музея. С 1970 занимает 2-этажное здание с экспозиц. площ. 364 кв. м. С 1993 имеет самостоят. статус и совр. назв. В фондах музея ок. 9 тыс. ед. хр. (кон. XX в.). В собр. входят коллекции: палеонтол., археол., этногр. (быт. утварь, часы, орудия труда, одежда казахов, татар, русских, белорусов, немцев, литовцев). Экспозиция состоит из разделов по природе края и истории р-на. Представлены результаты раскопок стоянки Черноозе- рье II (10 тыс. л. до н. э.), свидетельства основания Болыиерецкого форпоста (1740) и др. В выставочном зале проводятся период, выставки, лекции. Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья «Тальцы» — филиал Иркутского обл. краевед, музея. Открыт в 1980 на берегу Ангары в 47 км от города, работает с мая по окт. Сбор памятников начался в 1964, с началом стр-ва энергосистемы в Приангаръе. Занимает площ. 50 га. В фондах ок. 500 ед. хр. Функционируют рус. и бурят, этногр. секторы, создается эвенкийский. Реконструировано более 60 подлинных сооружений деревян. архитектуры —обо ронит., культовой, гражд., в т. ч. Спасская проездная башня Илимского острога (1667), Казанская часовня (1679), деревня «малодворка» (XVIII—XIX вв.) из 3 крест, усадеб, в к-рых восстановлены интерьеры, эк спонируются подлин. предметы быта, орудия труда, охоты, рыболовства, одежда, средства передвижения. Демонстрируется летнее поселение (летник) прибайкал. бурят (в одной из юрт восстановлен интерьер). Архитектурно-этнографический музей под откры тым небом «Ангарская деревня» {Братск Иркутской обл.) открыт в 1975 как филиал Ангарского краевед, музея, с 1986 — филиал Иркутского объед. музея, с 1990 —филиал Братского объед. музея. Расположен в зеленой зоне Братска на площ. 3,5 кв. км. Проект раз работан арх.-реставратором А.В. Ополовниковым и арх. Б.П. Чуласовым (1976—77). В составе комплекса: «Рус ское старожильческое население Приангарья» (деревян. башня Братского острога XVII в. и церковь, 3 крест, усадьбы, мельница, кузница, амбар-мангазея), «Тради ционная культура эвенков севера Иркутской области» (зим. и лет. стойбища, шаман, чум, хоз. постройки эвенков). В фондах музея ок. 4 тыс. ед. хр. —богатое собр. этногр. материалов, в т. ч. уник, коллекция зоо- и антропоморф, скульптур, принадлежавших эвенкийск. шаманам. Музей ведет постоян. экспедиц. работу в Ка тангском р-не Иркутской обл., Ангаро-Чунском регионе, в Приленье, ежегодно устраивает фольклорно-этногр. праздники «Троица», «Памяти старого Братска». Большую работу по комплектованию, науч. опи санию этногр. коллекций, подготовке специалистов в области этнографии, археологии, музееведения ведут музеи Омского, Томского, Якутского университетов. Музей археологии и этнографии Сибири {Томск) ос нован в 1882 как учеб. археол. музей при ист.-филол. фак те Томского ун-та по инициативе и на базе личной коллекции попечителя Западно-Сибирского учеб. окр. В.М. Флоринского. С 1923 —Этнолого-археологический музей, с 1968 —совр. назв. В пополнении коллекций принимали участие изв. ученые и путешественники: В.А. Обручев, Г.Н. Потанин, И.Я. Словцов, археоло ги М .П . Грязное, Д.А. Клеменц. В 1920-е гг. занимал спец. залы в здании ун-та. Во время Великой Отечест венной войны законсервирован, в 1946—68 располагался на хорах бывш. университет, церкви, с 1979 экспозиция развернута в прежних помещениях музея. В кон. XX в. фонды насчитывали 200 тыс. археол. предметов (в т. ч. 3 6 Заказ .V"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2