Историческая энциклопедия Сибири III

данным переписи населения 2002, в России, Сибири и на Д. Востоке проживает св. 12,5 тыс. Э. Осн. территории расселения —Красноярский кр. (4,1 тыс.), Омская (3 тыс.) и Новосибирская обл. (1,4 тыс.). В наст, время в Сибири насчитывается ок. 40 эстон. поселений. Нац. традиции Э. лучше всего сохранились в пище, в меньшей степени —в праздн. одежде. Гл. отличие от аналог, русских изделий эстонцы, живущие в Сибири, видят в стилизов. цветочном орнаменте. Частично сохра­ нился фольклор, для нек-рых групп сиб. Э. характерно многоголосое пение. Сиб. сету продолжают традиции т. н. рунической песни. Сферой духов, культуры сиб. Э., где традиц. черты сохранились сравнительно неплохо, остаются календар. народ, праздники. Пов­ семестно отмечается как нац. праздник Иванов день (Яаниапяэв). Лит.: Маамяги В. Эстонцы в СССР. 1917—1940. М., 1990; Колоткин М .Н . Балтийская диаспора Сибири: Опыт исторического анализа. Новосибирск, 1994; Энциклопедия «Народы России». М., 1994; Лоткин И.В . Современные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири. М., 1996; Курило О .В . Очерки по истории лютеран в России (XV I—XX вв.). М., 1996; Она же. Этносоциальная адаптация прибалтийских национальных групп в Сибири (1920—1940 гг.). Кемерово, 2007. И. В. Лоткин ЭТАПЫ И ЭТАПНЫЕ КОМАНДЫ. Введены в Си бири по указу 1822 «О этапах в сибирских губерниях». Цель —обеспечение и упорядочение уголов. ссылки в Сибирь на казен. заводы и адм. поселение. До введения этапов переправкой ссыльных в Сибирь занимались различ. учреждения и разные воинск. команды (армия, Мин-во внутр. дел, казаки, башкиры, мещеряки). С 1823 в Зап. и Вост. Сибири созд. этапные и полуэтапные сооружения или тюрем, помещения для вр. содержа­ ния ссыльных, передвигавшихся пешком от Перми и Екатеринбурга до Тюмени и Иркутска. Стр-во этап, зданий осуществлялось подрядчиками. Сиб. этапы пред­ ставляли собой огорожен, высоким тыном территорию, на к-рой находилось 2—3 одноэтаж. бревенч. строения. Один из домов занимали конвойный офицер и его кан­ целярия, др. —солдаты, самый большой —арестанты. Арестант, казарма для пересыльных имела муж. и жен. отд-ния. Поскольку в теч. 1 дня не всегда можно было преодолеть путь от этапа к этапу, то на полпути между ними возводились т. н. полуэтапы для ночевок. Ночлеж. полуэтап строился по такому же образцу, но умень­ шенного размера, т. е. только гауптвахта для конвоя и ночлеж. тюрьма без помещения для плац-формы (место сбора ссыльных) и канцелярии начальника. Этапы сто­ яли вдоль ссыл. тракта в 20—40 верстах друг от друга. От границ Пермской губ. до Иркутска было 131 этап, и полуэтап. сооружение вместе с пересыл. тюрьмами. В этап, командах полагалось иметь 61 обер-офицера, 122 унтер-офицера, 61 музыканта, 1 525 рядовых, 8 лекарей, 61 денщика, 244 казака, 488 казачьих лоша­ дей и 244 подводы, требовалось вооружить и снабдить зим. одеждой 1 908 чел. На каждый этап определялась команда из офицера, 2 унтер-офицеров, барабанщика и 25 рядовых пеших солдат. Команда подчинялась командиру гарнизон, полка или батальона, располо­ женного в губ. городе и выполнявшего обязанности внутр. стражи, подобно командам уезд, инвалидов. Этап, команды жили оседло: солдат наделяли землей до 5 дес. в тех селениях, где располагался этап. В них набирали преим. людей семейных; служба проходила по возможности недалеко от мест преж. жительства. Для военнослужащих в окр. городах на тракте стро­ ились этап, лазареты. В Тобольской и Томского губ. их было 5. На каждый этап для конвоирования партий и преследования беглых отряжалось по 4 кон. городовых казака, к-рые подчинялись этап, начальникам. Началь­ ство могло селить этих казаков на этапах или заменять через какое-то время другими. Подат. население — крестьяне —было обязано выставлять на каждый этап по 4 подводы для перевозки больных и грузов партии. Эта повинность именовалась этапной гоньбой. На под­ воду могло поместиться не более 4 чел. С ростом числ. ссыльных в этап, партиях на этапы приходилось вы­ ставлять и больше подвод. Пешие партии должны были проходить в месяц до 500 верст с суточ. отдыхом на каждый 3-й день. Такой «маятниковый» порядок, заве­ денный в нач. 1820-х гг., когда этап, команда, проводив партию ссыльных до следующего этапа и передав ее др. этап, команде, возвращалась на свой этап, сохранялся практически все время ссылки. Ссыльным в 1-й пол. XIX в. под контролем нач. этап, команды выдавалось 12 коп., а во 2-й пол. —10 коп. на продукты, к-рые они могли покупать у мест, жителей. Все кормовые сразу не выдавали из опасения, что их либо проиграют, либо пропьют или же отберут более опытные бродяги. Са- нитарно-быт. условия были плохие. Этапы не держали тепла зимой, были пропитаны миазмами; скученность ссыльных приводила к распространению заразы и росту эпидемий. Испытания погодой, трудностями пути, нехватка одежды и плохое питание, зараженный воздух переполнен, этапов и почти полное отсутствие мед. помощи и ухода подрывали здоровье ссыльных. Принятый в России способ доставки ссыльных, свя­ занный с огромными страданиями и унижениями, не имел аналогов в мире. По подсчетам Н .М . Ядринцева, издержки на пересылку 1 ссыльного в Сибирь, вкл. его содержание в пересыл. тюрьмах, составляли 300 руб. серебром, к-рых было бы достаточно для содержания его в теч. 4 лет в тюрьме Европ. России. В 1865—68 в Зап. Сибири (от Перми до Тюмени и от Томска до Ачинска ) практиковалась доставка ссыльных на одноконных подводах; по затратам она была дороже пешеэтапной. С развитием пароход, движения перешли к водной доставке от Тюмени до Ачинска. С 1865 пароходовладельцы брали подря­ ды на доставку ссыльных специально оборудован, баржами, буксируемыми пароходами. Сокращалось время доставки от Тюмени до Томска и, соотв., за­ траты. В связи этим упразднялись 33 этап, команды по ссыльному тракту от с. Успенского под Тюменью до Ачинска. Были усилены этап, команды от Томска. Пешеэтапное передвижение ссыльных осталось меж­ ду Томском и Иркутском, а также в Забайкалье. В 1865 на т. н. гл. ссыл. тракте, состоявшем из 3 уч-ков: от Ниж. Новгорода до Тюмени, от Тюмени до Ачинска (по воде), от Ачинска до Иркутска и от него до Карий­ ских промыслов, а также от Нерчинска до Нерчинского Завода , было 38 этап, команд. В это время в Сибири была 1 пароходная и 46 пешеэтап. конвойных команд, в них числилось 2 181 чел. В каждой команде состояли: офицер, фельдфебель, ст. унтер-офицер, 3 мл. унтер- офицера 2-го разряда, 6 ефрейторов, 55 рядовых. Из нестроевых при каждой команде было по 1 мл. писарю и 3 сторожа. После введения водной пересылки на пароходах от Тюмени до Томска каждую неделю в течение всего года из Томска в Иркутск отправлялись пешие партии из 300—400 арестантов, этот путь они пре­ одолевали за 3 мес. После начала сквозного движения по ж. д. этап, команды были сокращены, их функции перешли к конвойным командам. Всего в XIX — нач. XX в. этап, командами и гарнизон, войсками в городах было окараулено и этапировано в Сибирь ок. 1 млн чел.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2