Историческая энциклопедия Сибири III
ным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамо роженной. Высоко ценилась оленина, к-рую обменивали у чукчей на шкуры мор. животных. Счет родства велся по отцовской линии, брак патри- локальный. Каждое поселение состояло из неск. групп родств. семей, занимавших зимой отд. полуземлянку, в к-рой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отд. палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной це ремонии как таковой не существовало. В зажит, семьях встречалось многоженство. Э. практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушев ленных предметов, явлений природы, местностей, на правлений ветра, различ. состояний человека, в родств. связь человека с к.-л. животным или предметом. Сущест вовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Гл. мор. божеством, хозяйкой мор. животных была Седна, к-рая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде вели канов или карликов либо др. фантаст, существ, к-рые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), к-рый являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве. Из животных особенно почиталась касатка, считав шаяся покровителем мор. охоты; она изображалась на байдарах, ее деревян. изображение охотники носили на поясе. Добыче круп, зверя посвящали промысл, праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита (Полъа), к-рые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты — «проводы кита», либо весной — «встреча кита». Существовали также празд ник начала мор. охоты, или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла. Эскимос, фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак —«весть», «новость» и на унипамсюк — рассказы о событиях в прошлом, героич. предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем ми роздание. К самым ранним стадиям развития эскимос, аркт. культуры относится резьба по кости: скульптур, мини атюра и худ. гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домаш. обихода; изоб ражения зверей и фантаст, существ служили амулетами и украшениями. Музыка (айнгананга) — преим. вокальная. Песни подразделяются на «большие» общественные —песни- гимны, к-рые поют ансамбли, и «малые» интимные — «песни души». Их исполняют сольно, иногда в сопро вождении бубна. Лит.: Файнберг Л.А . Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине. М., 1964; Народы Рос сии. М., 1994; Вахтин Н.Б . Эскимосско-алеутские языки //Я зы ки мира. Палеоазиатские языки. М., 1997; Северная энциклопедия. М., 2001; Богоявленский Д. Вымирают ли народы Севера? / / Население и общество. № 83 (авг. 2004). ЭСТОНЦЫ в Сибири (самоназв. с сер. XIX в. ЕезПазесО, этнос, говорящий на эстон. яз. финно-угор. группы уральской языковой общности. В антропол. плане большинство их является представителями атлан- то-балтийской малой расы. По вероисповеданию Э. в осн. лютеране , но есть и православные. В Сибири Э. проживают преим. в Омской , Новосибирской , Томской и Кемеровской обл . , а также в Красноярском кр. В истории расселения эстон. колонистов в Сибири можно выделить след, пики миграций. 1. 1802 —сер. 1880-х гг. — уголов. и адм. ссылка Э. в Сибирь. 2. Нач. 1890-х гг. —1914 —добровол. переселение, часто сопровождаемое обратным возвращением, и ссылка. 3. 1918 —эвакуация в Сибирь беженцев после оккупации Эстонии герм, войсками. 4. 1920—23 —оптация эстон. гражданства и выезд в Прибалтику, а также частичная реоптация. 5. 1940-41 и 1944 — кон. 1950-х гг. — двусторонние миграции (возвращение в Эстонию Э. из др. р-нов СССР после вхождения Прибалтики в состав СССР в 1940, депортации 1941, эвакуация эстон. граж дан с частями Кр. Армии летом 1941 и их возвращение, а также высылка эстонцев в 1944 — нач. 1950-х гг. с последующим возвращением). Первые эстон. поселенцы в Сибири появляются в 1820-х гг. в дер. Рыжково Тюкалинского окр. Тоболь ской губ. (совр. Омская обл.), к-рая являлась одним из гл. центров расселения иммигрантов из Прибалтики — ссыльных крестьян и участников антикрепостнич. вы ступлений. Э. проживали совместно с др. выходцами из Прибалтики. В 1840—50-е гг. ссыльные каторжные, в числе к-рых были эстонцы, латыши и др. прибалт, народы, основали неск. деревень в Вост. Сибири. В дальнейшем представители разных национальностей основали собств. поселения. В 1850 возникла колония Верх. Суэтук, в 1861 —Верх. Буланка в Минусинском окр. Енисейской губ. (совр. Каратузский р-н Красно ярского кр.), в 1860-х гг. — группа эстон. поселений по ср. течению Оми (т. н. Сиб. Эстония). Поселенцы занимались гл. обр. отхожими промыслами, работали на приисках, мн. бродяжничали. Крест, переселенцы из Прибалтики в это время в осн. направлялись в Европ. Россию. В Сибири же в 1860—70-х гг. возникли только 2 новых эстон. поселе ния, причем также из числа ссыльных. К кон. XIX в. резко возросла миграция в Сибирь, чему способствовало стр-во Транссибирской магистрали. В регион в осн. переселялись жители Эстляндской и сев. части Лиф- ляндской губ., составлявших тер. нынешней Эстонии, причем выходцы из сев. Эстонии селились преим. в Томской губ. В Енисейской губ. возникли также неск. поселений сету (Э.-православных). В 1897 Э. в России насчитывалось 110 тыс. чел. (11 % от общего числа Э.), в т. ч. 4 082 чел. —в Сибири. Осн. р-ном расселения оставалась Тобольская губ. В 1899 около Владивостока Э. основали дер. Новая Ливония (Ь п уЫ а ) , а в 1906 - дер. Линда. В 1-е десятилетие XX в. переселение Э. в Сибирь достигло апогея. В Тобольской губ. в 1907 появились дер. Берёзовка (Казеки1а), Розенталь и Нарва, в 1908 —Семеново и пос. Калачевский, в 1909 — Васюган, Арукюла и Высокогривенск. В Томской губ. в 1907 было основано с. Медодат, в 1908 - Вамбола, Койдула, Мальково, Будово и др. Всего в 1860-1917 (вместе с поселениями, у к-рых не указан год осно вания) в России в сел. местности было основано 280 эстон. поселений, из них в Зап. Сибири - 67 (23,9%). В наст, время в связи с длит, процессами иммиграции на этнич. родину и ассимиляции сиб. Э. большинство нас. пунктов превратилось в деревни и села с многонац. составом населения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2