Историческая энциклопедия Сибири III
ЭСКИМОСЫ 583 Азиат. Э. говорят на чаплинском (лит.) и науканском диалектах. Последний носитель 3-го диалекта азиат. Э. — серениковского — умер в 1997. Часть исследователей признает эскимос, диалекты отд. языками, посколь ку те длительное время развивались самостоятельно. Н.Б. Вахтин считает, что в наст, время функционирует только чаплин. диалект. На нем говорят ок. 400 чел., преим. ст. поколения Э. Все азиат. Э. русскоязычны, большая часть —билингвы, к-рые родной язык лишь по нимают, но в быту практически не используют. В XVIII в. Э. делились на ряд племен —уэленцы, пауканцы, чап- линцы, сирениковцы, к-рые отличались лингвистически и нек-рыми особенностями культуры. В процессе рус. колонизации, трансформации промысла, интеграции с береговыми чукчами племенное деление утратило свою актуальность, сохранившись преим. в диалектах Э. История Э. связана с проблемой формирования примор. культур Чукотки и Аляски и их родства с але утами. В последнем случае фиксируется родство Э. и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской/эскоа- леутской общности, к-рая в древности локализовалась в зоне Берингова прол. и из к-рой Э. выделяются в IV—II тыс. до н. э. Нач. этап формирования Э. связывается с изменением с нач. II тыс. до н. э. экол. ситуации в р-нах Берингии. В это время в Аркт. Америке и на Чукотке формируются т. н. палеоэскимос, культуры, что указывает на общность процесса сложения примор. традиций народов сев.-востока Азии и Сев. Америки. Последующая этнокультур. история Э. тесно связана со сложением общности береговых чукчей, к-рые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н. э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграц. хар-р, что нашло выраже ние во взаимопроникновении мн. элементов традиц.- быт. культуры береговых чукчей и Э. Для последних взаимодействие с берег, чукчами открыло возможность широких торгово-обмен. контактов с оленеводч. насе лением тундры Чукотки. Этноним «эскимос» происходит от назв., данного Э. индейцами-атабасками, буквально означает «едящий сы рое мясо, рыбу». Рус. первопроходцам Э. были известны с сер. XVII в., упоминаются как «пешие чукчи». До сер. XIX в. контакты с русскими были редкими. Во 2-й пол. XIX —нач. XX в. Э. осваивают добычу пушного зверя для торговли с рос. и амер. промышленниками. Помимо общих для абориг. населения Сев.-Вост. Азии социокультур, и экол. проблем, связанных с колонизацией и модернизацией, на культуру Э. не гативно повлияла и сов. внеш. политика. С 1948 на полвека прекратились контакты Э.-чаплинцев и Э. о-ва Св. Лаврентия (США) —носителей одного диалекта и давних торг. партнеров. Тяжело сказался на экономике эскимос, поселков мораторий на китобойный промысел 1970—80-х гг. У Э. преобладал патрилинейный счет родства, пат- рилокал. брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан’ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены ее делили между собой охотничью добычу. Во главе рода еще в нач. XX в. стоял родовой старейшина. Это был обычно старик или пожилой мужчина. Он регулировал обществ.-про изводств. жизнь рода, открывал и закрывал промысл, сезон, определял время поездок в целях обмена, руко водил проведением праздников, разбирал ссоры своих односельчан. Каждый род занимал в поселке опред. территорию, где располагались их жилища-землянки. В землянке жило 250—400 чел. Охотничья территория у всех родов во всех поселках была общей. На базе родовых отношений формировалась осн. родовая еди ница —байдар, артель. Каждый род имел до 3 и более артелей; артель состояла из 12 чел. Кроме охотничьих, каждый род имел байдарку на 40 и более гребцов для торг. и воен. целей. Осн. видом хоз. деят-ти был мор. зверобойный промысел. До сер. XIX в. гл. орудиями охоты были копье с наконечником стреловид. обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг‘ак‘) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) —легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревян. каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Бай дары были разных типов —от одноместных до огромных 25-местных парусников. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С сер. XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка вост.-сиб. типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу хо дили на лыжах —«ракетках» (в виде рамы из 2 планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу кост. пластинами), по льду — с помощью спец. шипов из кости, укрепленных на обуви. Способ охоты на мор. животных зависел от их сезон, миграций. 2 сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов прол.: весной на север, осенью на юг. Китов отстреливали гарпунами с неск. байдар, а позднее — гарпун, пушками. Важнейшим объектом промысла был морж. С кон. XIX в. появилось новое промысл, оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса мор. животных, отстреливали из лука диких оленей и горн, баранов, птиц, ловили рыбу, собирали яйца мор. птиц и дикоросы. Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением мор. зверя —в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древ, тип жилища —камен. постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами. До XVIII в., а местами и позже, Э. жили в полупод- земных каркас, жилищах (нын‘лю). В XVII—XVIII вв. появились каркас, постройки (мын‘тыг‘ак), похожие на чукот. ярангу. Летнее жилище —четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косо усе ченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С кон. XIX в. появились легкие дощатые дома с двускат ной крышей и окнами. Одежда азиат. Э. —глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок, перьями внутрь. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или ниж. губу, подвешивали моржовые зубы, кост. кольца и стеклянные бусины. В XIX в. в обиход вошла татуировка: мужчины наносили кружки в уголках рта, женщины —прямые или вогну тые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометр, орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья. Традиц. пища Э. —мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, заморожен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2