Историческая энциклопедия Сибири III

ЭСКИМОСЫ 583 Азиат. Э. говорят на чаплинском (лит.) и науканском диалектах. Последний носитель 3-го диалекта азиат. Э. — серениковского — умер в 1997. Часть исследователей признает эскимос, диалекты отд. языками, посколь­ ку те длительное время развивались самостоятельно. Н.Б. Вахтин считает, что в наст, время функционирует только чаплин. диалект. На нем говорят ок. 400 чел., преим. ст. поколения Э. Все азиат. Э. русскоязычны, большая часть —билингвы, к-рые родной язык лишь по­ нимают, но в быту практически не используют. В XVIII в. Э. делились на ряд племен —уэленцы, пауканцы, чап- линцы, сирениковцы, к-рые отличались лингвистически и нек-рыми особенностями культуры. В процессе рус. колонизации, трансформации промысла, интеграции с береговыми чукчами племенное деление утратило свою актуальность, сохранившись преим. в диалектах Э. История Э. связана с проблемой формирования примор. культур Чукотки и Аляски и их родства с але­ утами. В последнем случае фиксируется родство Э. и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской/эскоа- леутской общности, к-рая в древности локализовалась в зоне Берингова прол. и из к-рой Э. выделяются в IV—II тыс. до н. э. Нач. этап формирования Э. связывается с изменением с нач. II тыс. до н. э. экол. ситуации в р-нах Берингии. В это время в Аркт. Америке и на Чукотке формируются т. н. палеоэскимос, культуры, что указывает на общность процесса сложения примор. традиций народов сев.-востока Азии и Сев. Америки. Последующая этнокультур. история Э. тесно связана со сложением общности береговых чукчей, к-рые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н. э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграц. хар-р, что нашло выраже­ ние во взаимопроникновении мн. элементов традиц.- быт. культуры береговых чукчей и Э. Для последних взаимодействие с берег, чукчами открыло возможность широких торгово-обмен. контактов с оленеводч. насе­ лением тундры Чукотки. Этноним «эскимос» происходит от назв., данного Э. индейцами-атабасками, буквально означает «едящий сы­ рое мясо, рыбу». Рус. первопроходцам Э. были известны с сер. XVII в., упоминаются как «пешие чукчи». До сер. XIX в. контакты с русскими были редкими. Во 2-й пол. XIX —нач. XX в. Э. осваивают добычу пушного зверя для торговли с рос. и амер. промышленниками. Помимо общих для абориг. населения Сев.-Вост. Азии социокультур, и экол. проблем, связанных с колонизацией и модернизацией, на культуру Э. не­ гативно повлияла и сов. внеш. политика. С 1948 на полвека прекратились контакты Э.-чаплинцев и Э. о-ва Св. Лаврентия (США) —носителей одного диалекта и давних торг. партнеров. Тяжело сказался на экономике эскимос, поселков мораторий на китобойный промысел 1970—80-х гг. У Э. преобладал патрилинейный счет родства, пат- рилокал. брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан’ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены ее делили между собой охотничью добычу. Во главе рода еще в нач. XX в. стоял родовой старейшина. Это был обычно старик или пожилой мужчина. Он регулировал обществ.-про­ изводств. жизнь рода, открывал и закрывал промысл, сезон, определял время поездок в целях обмена, руко­ водил проведением праздников, разбирал ссоры своих односельчан. Каждый род занимал в поселке опред. территорию, где располагались их жилища-землянки. В землянке жило 250—400 чел. Охотничья территория у всех родов во всех поселках была общей. На базе родовых отношений формировалась осн. родовая еди­ ница —байдар, артель. Каждый род имел до 3 и более артелей; артель состояла из 12 чел. Кроме охотничьих, каждый род имел байдарку на 40 и более гребцов для торг. и воен. целей. Осн. видом хоз. деят-ти был мор. зверобойный промысел. До сер. XIX в. гл. орудиями охоты были копье с наконечником стреловид. обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг‘ак‘) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) —легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревян. каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Бай­ дары были разных типов —от одноместных до огромных 25-местных парусников. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С сер. XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка вост.-сиб. типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу хо­ дили на лыжах —«ракетках» (в виде рамы из 2 планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу кост. пластинами), по льду — с помощью спец. шипов из кости, укрепленных на обуви. Способ охоты на мор. животных зависел от их сезон, миграций. 2 сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов прол.: весной на север, осенью на юг. Китов отстреливали гарпунами с неск. байдар, а позднее — гарпун, пушками. Важнейшим объектом промысла был морж. С кон. XIX в. появилось новое промысл, оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса мор. животных, отстреливали из лука диких оленей и горн, баранов, птиц, ловили рыбу, собирали яйца мор. птиц и дикоросы. Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением мор. зверя —в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древ, тип жилища —камен. постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами. До XVIII в., а местами и позже, Э. жили в полупод- земных каркас, жилищах (нын‘лю). В XVII—XVIII вв. появились каркас, постройки (мын‘тыг‘ак), похожие на чукот. ярангу. Летнее жилище —четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косо усе­ ченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С кон. XIX в. появились легкие дощатые дома с двускат­ ной крышей и окнами. Одежда азиат. Э. —глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок, перьями внутрь. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или ниж. губу, подвешивали моржовые зубы, кост. кольца и стеклянные бусины. В XIX в. в обиход вошла татуировка: мужчины наносили кружки в уголках рта, женщины —прямые или вогну­ тые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометр, орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья. Традиц. пища Э. —мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, заморожен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2