Историческая энциклопедия Сибири III

очагом, наличие 3 шестов надочажного устройства, 4—8 нюков перекрытия, постановка зимой чума на землю, в вырытую в снегу яму, а не непосредственно на снег, что связано с традицией углубленного в землю жилища, подкрепляемой еще и лексич. формулой «спуститься с горы», т. е. сесть ближе к огню, ориентировка чума в пространстве входом на восток. У Э. и нганасан бытовал также единый комплекс одежды, генетически восходящей к распашной одежде с вшитым нагрудником. В эпич. сказаниях существует универс. формула: «Ваша одежда от нас», чем Э. под­ черкивали свое родство с нганасанами. Традиц. комплекс одежды Э. различается по 2 их этнотерритор. группам. У лесных Э. большее распространение получила ненец, одежда. Так, в 1926 одежду энецко-нганасан. типа носи­ ли 55% лесных Э., ненецкого —30, долганского —15%, в 1948 ненец, одежду использовали уже 71 % мужчин и 68% женщин, энецкую —19% мужчин и 21 % женщин, в 1962 последняя практически вышла из употребления. В то же время собственно ненец, костюм у Э. частично трансформирован в соотв. с этнич. традицией. Более традиционным является комплекс одежды тундр. Э., у к-рых он сосуществует с ненецким. Особенности муж. костюма — двойная составная верх, одежда, сокуй с султаном на капюшоне, изготавливаемый из хвоста оленя, что является внеш. знаком отличия Э. и нганасан от ненцев. Характер, чертами костюма Э. были также отсутствие наруж. поясов, цилиндрич. обувь без подъ­ ема, аналогов к-рой у др. народов Севера нет. Жен. одежда, также двойная, обернутого типа, распашная, тоже носилась без наруж. пояса. Особенностями жен. костюма Э. были нательный комбинезон, более короткая обувь, к-рая заправлялась под штанины комбинезона, капорообразные шапки. В отделке одежды использова­ лись собачий мех и раскраска кожи. У Э. и нганасан существовала особая т. н. танцевальная (погребальная) одежда для переходных обрядов, к-рая изготавливалась впервые в возрасте 7 лет, а затем в течение жизни неск. раз перешивалась. Особенностями бытования энец. костюма были использование в кач-ве летней одежды старой зимней, а также особое отношение к нек-рым деталям жен. одежды (обувь, натазники), регулируемое представлениями о «сакральной нечистоте» женщины. Традиц. пища Э. —морож., свежая вареная и соленая рыба и оленье мясо, рыб. и мясные супы с крупами. Энец. фольклор включает мифол. и ист. предания, сказки о животных, былички. Среди эпич. жанров — дёре («вести») —рассказы о реальных ист. героях и собы­ тиях —и сюдобичу («мифы») —рассказы о мифол. героях и событиях, исполняемые речитативом на одно- и трехто­ новые мелодии с устойчивой ритмич. структурой. Энец. музыка представлена лишь фольклор, тра­ дицией и генетически родственна музыке ненцев и нганасан. В песен, культуре сосуществуют 2 жанровые сферы: барэ («напев»), имеющий хар-р индивид, имп­ ровизации, и кунуярэ (у тундр. Э.), кинуадэ (у лесных Э.) («песня») —песенно-поэтич. высказывание с традиц. системой символов, иносказат. образов. Шаман, бубны как муз. и ритуал, инструмент —пед- ди (у тундр. Э.), фендир (у лесных Э.) —относятся к якут. типу. Развиты худ. аппликация по меху и сукну, резьба по кости. Лит.: Мифологические сказки и исторические предания энцев / / Тр. Ин-та этнографии. М., 1961. Т. 66; Бытовые рассказы энцев / / Там же. М., 1962. Т. 75; Система оленеводства лесных энцев и ее происхождение /УКСИЭ . 1962. Вып. 37; Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.; Л ., 1970; Одежда народов Сибири. Л ., 1970; Симченко Ю .Б . Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976; Васильев В .И. Ненцы и энцы / / Э т ­ ническая история народов Севера. М., 1982; Он же. Проблемы фор­ мирования северосамодийских народностей. М., 1979; Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л ., 1983. ЭРГИС-ГЕРМОГЕНОВ Георгий Устинович (16 апр. 1908, Эргисский наслег Западно-Кангаласского улуса, Якутия —9 июня 1968), специалист по якутскому фоль­ клору , канд. филол. наук (1949). Окончил Якутский пед. техникум (1928), Казанский гос. педагогический ин-т (1934), аспирантуру при ЛГУ и Ин-те фольклора АН Украинской ССР. В 1930—31, 1934—35 —уч. секр. Комитета алфавита при ЦИК ЯАССР, в 1935—36 — науч. сотрудник Ин-та языка и культуры при СНК Якутской АССР, в 1936—39 —Ин-та языка и письмен­ ности АН СССР. В 1941—43 — чл. авт. коллектива, создававшего учебники, при Наркомате просвещения ЯАССР, ассистент Якутского гос. педагогического ин-та. С 1943 Э. возглавлял работу по фольклору в Якутском ин-те языка, литературы и истории. Разрабатывал ме­ тод. пособия, готовил науч. публикации образцов устн. народ, творчества с рус. переводом, исследовал якут, фольклор. Авт. метод, указаний по собиранию фольк­ лора, 1-й классификации жанров обряд, фольклора якут ов , 1-го спец. исслед-я о якут, преданиях и устн. рассказах. Засл. деятель науки ЯАССР (1962). Соч.: Самоучитель якутского языка. Якутск, 1930; Грамматика якутского языка: Синтаксис: Учебник для VIII класса. Якутск, 1942; Спутник якутского фольклориста. Якутск, 1945; Памятка собира­ телям якутского фольклора. Якутск, 1947; Исторические предания и рассказы якутов: В 2 ч. М.; Л ., 1960; Якутские сказки. Якутск, 1965. Т. 1; Очерки по якутскому фольклору. М., 1974; Якутские народные песни Якутск, 1976, 1977, 1980 (сост., пер., коммент.). Лит.: Воскобойников М.Г . Ценный подарок советской фоль­ клористике / / Сиб. огни. 1965. № 11; Календарь знаменательных и памятных дат Якутской АССР за 1968 г. Якутск, 1968; Емелья­ нов Н .В . Г.У. Эргис о якутской мифологии //М иф ол огия народов Якутии. Якутск, 1980; Слепцов Н.А. О работах Г.У. Эргиса по якутскому языку //Т а м же; Новгородова А .Л . Описание личного архива Г.У. Эргиса //Т а м же; Энциклопедия Якутии. М., 2000. Ю.В. Лиморенко ЭРДЫНЕЕВ Жимба Жамсо (1907, местн. Хойто Ага Агинского аймака Забайкальской обл. — 1990, Иволгинский дацан), пандито хамбо-лама. Образов, с присуждением богослов, степени гэбши получил в Агинском дацане. Репрессирован, выслан в Иркутскую обл. В 1957 принят штат, ламой в Агинский дацан. В 1983 избран пред. Центрального духовного управления буддистов СССР и пандито хамбо-ламой (1983—90). Актив, участник Азиат, буддийск. конференции за мир, чл. Сов. комитета защиты мира (1984—90). Награды: ордена Дружбы народов, «Знак Почета». Лит.: Чимитдоржин Г.Г. Институт Пандидо Хамбо Лам. Улан-Удэ, 2004. С.Ю. Лепехов ЭРДЭНИЙН Галсан Эрдынеевич (1884-1938), художник-график. Мальчиком был отдан в Агинский дацан , учился буддийск. живописи. Один из самых ярких и самобыт. художников Бурятии. Свое искусство посвятил родной земле, ее природе и традиц. укладу жизни бурят. Произв.: «Старый быт Агинских бурят. Сурхарбан», «Пере­ кочевка из зимника в летник», «Табун лошадей» — в Бурятском респ. худ. музее им. Ц.С. Сампилова. Е.А. Добрынина ЭРЕНБЕРГ Густав (14 февр. 1818, Варшава —28 сент. 1895, Краков), польск. поэт, философ, публицист, полит, деятель. Предположит, незаконнорожд. сын имп. Александра I и Елены Раутенстраух (урожд. Дзер- жановской), что косвенно подтверждается выявленными источниками. Воспитывался в доме рус. сановника ба­ рона Г1.0. Моренгейма. Обучался в Варшавском лицее. Окончил филос. фак т Ягеллонского ун-та (Краков). Там же вступил в орг-цию «Содружество польского народа». В 1836 в Варшаве организовал ее конспир. отд-ние, участники к-рого именовались в народе «свен- токшижцами». Был арестован, предан воен. суду и проговорен к смерт. казни, замененной бессроч. каторж.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2