Историческая энциклопедия Сибири III
общесиб., общесамод. либо регион, энецко-нганасан. культур, традициям. Отношения между полами, а также между взрос лыми и детьми в энец. об-ве строились на основе по- ловозраст. разделения труда, чем и определялась соц. стратификация. Главенств. роль в об-ве играл мужчи на, в функции к-рого входила деят-ть во всех сферах традиц. произв-ва и обеспечение благополучия семьи. Жен. деят-ть ограничивалась сферой домаш. произв-ва, к-рое также играло социально значимую роль, пос кольку мужчина не мог выполнять жен. работу по изготовлению одежды, приготовлению пищи и т. п. В этой связи можно отметить паритетные соц. роли полов в принятии важных для семьи решений и воз можность развода, инициатива к-рого могла исходить и от женщины. Единств, обстоятельством, снижающим соц. статус женщины, было отсутствие у нее детей. Ритуал, ограничение деят-ти женщины в периоды бе ременности, родов или месячных не свидетельствует о ее соц. сегрегации. Этими же обстоятельствами определялось отноше ние к детям. Количеств, состав малых семей у Э. был небольшим, что объясняется высокой дет. смертностью, хотя имелись семьи, в к-рых было 6—7 детей. Предпоч тительным считалось рождение мальчика. При рожде нии ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью либо ситуацией рождения. Оно заменялось в отрочестве, часто на имя умершего сородича (деда, прадеда). Отношение к детям было весьма терпимым, любые попытки ребенка принять участие во взрослой деят-ти поощрялись, а с 7—8 лет детям поручались несложные обязанности, соответствующие их будущим соц. ролям. Зрелым мальчик считался, когда начинал самостоятельно охотиться (в возрасте 15—16 лет), при чем в отношении его менялся соц. идентификатор —с «мальчика» на «парень». Девочка считалась взрослой с начала репродуктивного периода. С этого времени они могли вступать в брак. Отношение к старикам определялось относительным снижением их социально значимых функций в сфере произв-ва, но они полностью находились под покрови тельством семьи и сородичей. В целом можно отметить у Э. достаточно стойкую традицию взаимопомощи между соседями, родственниками, выражающуюся в перераспределении добычи (за искл. пушнины), оленей, одежды и т. п. В энец. об-ве довольно высок уровень представлений о «должном», к-рые реализуются следо ванием обычаю. Так, порицанию предаются воровство, за к-рое может постичь небесная кара, неуважение к старшим, гостю и т. д. Аналог, установки существуют и в отношении природы, к-рая рассматривается как податель всего необходимого человеку. Это реализуется в высшем пантеоне Матерей Природы, в обрядах воз вращения «жизненности», взятой в природе (предание земле глаз добытых диких оленей), рацион, регулиро вании кол-ва добываемых зверей, птиц и рыб и т. д. Данные стереотипы энец. культуры способствовали сохранению этнич. традиции, несмотря на сложную ист. судьбу энец. народа. Особое место по отношению к общесамодийской занимает и энец. идеология, к-рую можно определить как сочетание традиц. мировоззренч. системы с ша манизмом. Энец. пантеон включает, с одной стороны, персонажей высш. уровня, соотв. ненецким (Нга, То- доте, Дя-Меньюо), более низкий уровень составляют многочисл. духи-хозяева природ, объектов, духи-по мощники и покровители, выступающие часто в антропо- либо зооморфном виде. С другой — в основе традиц. мировоззрения Э. лежали представления о Матерях Природы —Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), к-рые и определяют целостность миро здания, соотношение и взаимодействие его ипостасей, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п. Энец. шаманизм типологически соответствует общесибирскому. Погребальный обряд характеризовался тем, что умерших, облаченных в спец. одежду и зашитых в оленьи шкуры, отвозили на нартах в тундру, где соору жали над покойником деревян. шалаш без входа. Возле шалаша убивали оленей, везших погребальную нарту, оставляли имущество покойного (копье, лодку, капкан — для мужчин, котел, посуду, игольник, наперсток —для женщин) —все вещи в поломанном виде. В погребении принимал участие шаман. Возвращаясь в стойбище, участ ники похорон проходили ритуал, очищение, переступая через костер или через убитую собаку. До XIX в. у Э. сохранялись патрилинейные экзо гамные группы, патриархальные большие семьи, мно гоженство, левират, уплата калыма. Осн. традиц. занятие —охота на сев. оленя. Охо тились с луками, коллективно, на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями на речных переправах. Сейчас применяется облепленный с внеш. стороны снегом маскировочный щит на полозьях с отверстием для ружья. Была распространена пушная охота (на песца, лисицу, горностая) с применением пастей — самодельных ловушек давящего типа. На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов, добывали сельдь, омуля, нельму, сига, чира, осетра. Оленеводство в осн. вьючное, у ненцев были заимствованы упряжное оленеводство и нарты. В 1930-х гг. организованы оленевод, и промысл, хоз-ва. Общая динамика хоз-ва Э. состоит в переходе от промысл, экономики, «культуры охотников на дикого оленя», к домаш. крупностадному оленеводству у тундр. Э. и сохранении у лесных Э. таеж. промысл, хоз-ва с элементами домаш. оленеводства, в осн. транспорт, на правленности. Хоз. комплекс Э. представлен в традиц. промысл, календаре, где названия месяцев отражают тот или иной род занятий. Так, март у лесных Э. носил назв. «сойдадюнгул адири» —«хорошей охоты на дикого оленя» (период промысла оленя загоном и скрадывани- ем), ноябрь — «кэдэроирио» (у тундр. Э.), «кэдэрко- радири» (у лесных Э.) —«гон дикого оленя» (период охоты с оленем-манщиком). Охота на водоплав. птицу в период линьки отражена в названиях августа: «кану- ирио» (у тундр. Э.) — «птенцов месяц», «дедюдири» (у лесных Э.) —«лебедя месяц». С рыболовством свя зано наименование июня: «наардири» (у лесных Э.) — «лов рыбы». Пушной промысел, в части, охота на песца, имел скорее ситуационный хар-р и не нашел отраже ния в календаре сев. самодийцев. Усиление же роли оленеводства в хоз-ве Э., а в низовьях Енисея самое большое поголовье домаш. оленей было сосредоточено именно в их правобережной группе, нашло отражение в традиц. промысл, календаре. Апрель тундр. Э. называют «надииро» («первые телята родятся»), октябрь —«мого- диирио» («месяц, когда пороз-олень роняет рога») или «кораирио» («оленя-самца месяц»). Май в календаре лесных Э. —«надидири» («рождение оленьих телят»), сентябрь — «отудайдири» («гон оленей»), октябрь — «могудидири» («конец оленьего гона»). Осн. жилище Э. —чум —имеет ряд отличий от обще самод. типа и сближается с нганасанским, что определя ется принадлежностью этих народов к единой культуре охотников на диких оленей. Для энецко-нганасан. чума характерны 2 осн. шеста, расположенных у входа и за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2