Историческая энциклопедия Сибири III
(маду бада) и таежный (бай бада), соответствующие 2 территор. группам Э. Тундр. Э. (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно 2/з числ. этноса. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и р. Пура, зимой откочевывали южнее —в ле сотундру между р. Мал. Хета и оз. Пясино. Эта группа состояла из неск. круп, родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназв. сомату/онэйэннэчэ. Проч. Э. называли их маду —«родственники по жене», ненцы — манто/мадо. Лесные Э. (карасинские само еды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназв. пэбай — «лесные баи», также их называли Э. группы сомату. Имевшаяся в прошлом этногр. специфика этих групп в наст, время в значит, степени утрачена, и сейчас они рассматриваются в кач-ве территор. подразделений Э. Этнич. территория Э. исторически граничила на западе с кочевьями «обдорских самоедов» (ненцев), на юге —с «казымскими самоедами» (лесными ненцами), «турухан- скими самоедами», «остяко-самоедами» (селькупами) и «инбаками» (кетами), на востоке — с «тунгусами» (эвенками) и «пясидской самоядью» (нганасанами). Административно она входила в Мангазейский у. Ени сейской губ. История Э. обычно рассматривается в рамках об щесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике Э. и ряде элементов их культуры присутствует юж.-сиб. традиция, к-рая проникает на Север с переселением в IX и XIII вв. ряда южносамодийских родов, прини мавших участие в формировании лесных ненцев и Э. Второй этнокультур. компонент, выделяемый в составе Э., —абориг., аркт., зафиксир. в ряде энец. преданий в кач-ве персонажа Моррэдэ-нью —«охотника за дикими оленями». Влияние аборигенов, процесс ассимиляции к-рых южносамод. населением был достаточно дли тельным, прослеживается в одежде, жилище и ряде др. элементов культуры Э. Трактовка ряда этнонимов энец. родов также говорит об участии сев., абориг. населения в их формировании. Анализ родового состава Э. пока зывает что соотносятся юж.-сиб. и абориг. компоненты след, обр.: у тундр. Э. —44,5% юж.-сиб. компонентов, 33,3% абориг. компонентов, 22,2% тундрово-ненец., селькуп, и пр. компонентов; у лесных Э. —98,2% юж,- сиб. компонентов, 1,8% абориг. компонентов. Сложение этнич. территории обеих этнотерритор. групп Э., вероятно, закончилось к XVII в. В этот период тер. тундр. Э. включала обшир. пространства тундры и лесотундры от бас. Ниж. и Ср. Таза на юго- западе до правобережья Енисея и Енисейской губы на сев.-востоке. Лесные Э. расселялись в бас. Ср. и Верх. Таза и далее на восток до правобережья Енисея в р-не рек Ниж. Тунгуска и Курейка. В 1-й пол. XVII в. на сев.-востоке Зап. Сибири начинается процесс измене ния этнич. территории Э., связанный с переселениями селькупов и формированием их сев. этногр. группы. К кон. XVII в. селькупы окончательно закрепляются в бас. Таза, а в XVIII в. по обеим Баихам. Взаимодействие Э. с селькупами носило различ. хар-р: от прямых воен. столкновений до переселений на новые территории, ближе к низовьям Енисея, и вхождения части энец. семей в состав селькупов. Энец. ист. предания повествуют о воен. столкно вениях в этот период между Э. и эвенками и кетами. В результате этих процессов наибольшему изменению подверглась этнич. территория лесных Э., мн. родовые подразделения к-рых переселились вниз по Енисею. Но наибольшее влияние на Э. в этот период оказали их зап. соседи —ненцы. Уже в 1-й пол. XVII в. тундр, ненцы- оленеводы, «юрацкая каменная самоядь», в поисках новых пастбищ активно осваивают бас. Таза и Низовую тундру (Гыданский п-ов), прилежащую к левобережью Енисея и Енисейской губе. Продвижение ненцев на запад носило достаточно ярко выраженный воен. хар-р. Ист. повествования Э. упоминают о «трех больших войнах», последнюю из к-рых Э. выиграли, но в итоге все же были в осн. вытеснены с левобережья Енисея и из бас. Таза. Продвижение обдорских ненцев на восток происходило в теч. всего XVIII в. и объяснялось стрем лением хоз. освоения новых территорий. История Э. на левобережье Енисея имела свое продолжение в истории образованных в Т урухан - ском кр. Енисейской губ. по реформе 1822 Тазовской и Береговой инородных упра в , этнич. основу к-рых составило ненецко-энец. население. В границах этих образований нек-рые группы Э. уже к нач. XIX в. практически полностью утратили свою этнич. специ фику, восприняв ненецкий яз. и культуру (Береговая управа), другие же, при практически полном усвоении ненец, культур, традиции, еще долго сохраняли язык и представления о своей этнич. принадлежности (Та- зовская управа). Окончательно совр. этнич. территория Э. стабилизи ровалась к сер. XIX в. Итогом этих процессов явилось сокращение числ. и территории Э., ограничение ее в осн. низовьями Енисея в пределах зон лесотундры и тундры, а также включение их в различ. территор. груп пировки, в состав к-рых Э. входили вместе с ненцами, нганасанами и долганами. Др. процесс, определявший этнич. развитие Э. в этот период, состоял в частичной интеграции их этнотерритор. подразделений. Лесные Э., у ряда семей к-рых в XIX в. появляются многооленные стада, начинают кочевать в сев. тундры, в пределах территории тундр. Э., что способствовало культур, сближению обеих групп. Этнич. параметры культуры Э. традиционно фиксируются весьма неопределенно, что объясняется ист. судьбами и хар-ром расселения этого народа, а также демогр. факторами. С одной стороны, можно отметить общесамод. основы культуры Э., с другой —более тесные связи с нганасанами, са мым самобыт. самодийским народом, что и определяет специфику энец. культуры. Немаловажное влияние на ее атрибутику оказал регион, процесс становления крупностадного оленеводства (XVIII—XIX вв.). Комплекс, оленеводческо-промысл. хоз-во Э. требо вало гибкой системы орг-ции об-ва, основы к-рого бази ровались как на принципах родства, гак и на территор. связях. В кон. XVIII —нач. XIX в. в экон. жизни энец. об-ва значит, роль играли патронимические объединения и большесемейные коллективы, занимавшиеся совмест. добычей дикого сев. оленя и выпасом домаш. оленей. Относит, стабильности этих объединений способство вало и четкое половозраст. разделение труда. Так, при массовой загонной охоте на дикого оленя из коллектива в 25—30 чел. 5—7 мужчин непосредственно занимались промыслом, старики и подростки охотились на под ранков и отд. оленей, а женщины разделывали добычу и заготавливали мясо впрок. Аналог, образом, что касается разделения труда, была организована жизнь и в оленевод, стойбище. К нач. XX в. у большинства населения низовьев Енисея большесемейные коллективы прекратили свое существование. Доп. характеристики энец. культуры могут быть прослежены в ряде стерео тип. установок, определяющих отношение человека к др. людям в различ. культур, ситуациях. Хотя в данном случае собственно энец. материал часто соответствует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2