Историческая энциклопедия Сибири III

лургический комбинат ), что соответствовало совр. технологии. Существенно вырос объем электричества, идущего на коммунал. нужды. К нач. 3-й пятилетки в городах Новосибирской обл. уд. вес квартир с электр. освещением составил 78%. Несмотря на огромный рост в 1928—37 мощностей электроэнергетики Сибири (с 28 до 454 тыс. кВт) и увеличение произв ва электр. энергии (с 51,4 до 1620 млн кВт-ч), ощущалась нехватка электричества. Про­ изводств. мощности предприятий в Сибири превыша­ ли возможности электростанций, развитие произв-ва сдерживалось. Энергетика оказалась узким местом сиб. индустриализации. Положение еще более осложнилось с началом Вели­ кой Отечественной войны. Потребность в электроэнер­ гии резко возросла в связи с эвакуацией промышлен­ ности в Сибирь. За годы войны произв-во электричества по Сибири (без Д. Востока) увеличилось вдвое, доля региона в общесоюз. произв-ве —до 12%. Однако за счет опережающего роста пром. фондов снижалась элект­ ровооруженность труда. Ликвидация этого отставания стала первостепенной задачей 4-й пятилетки. С 1945 по 1950 в Черемховском угольном бас. в кач-ве вр. меры борьбы с энергетич. голодом смонтировали 3 энерго­ поезда (общей мощн. 13 тыс. кВт). К кон. 1940-х гг. за счет стр-ва новых электростанций электровооружен­ ность труда вновь достигла довоен. показателей. В целом война способствовала существ, экстенсивному росту сиб. электроэнергетики на качеств, уровне, достигнутом к кон. 1930-х гг. К нач. 1950-х гг. перевод пром-ти на электр. привод в осн. завершился. Уд. вес первич. двигателей прямого действия в пром-ти Сибири не превышал 1% мощности электромоторов. При этом электроэнергетика была ори­ ентирована на удовлетворение нужд уже сложившихся пром. р-нов (а не всей территории), прямо зависела от их развития. На исходе 2-го этапа Э. началось массовое внедрение электричества в жизнь деревни. В 1920-е гг., несмотря на создание при советах разных уровней бюро содейст­ вия электрификации, дело двигалось медленно. В 1937 нужды сиб. деревни обслуживали 215 электростанций, мощности к-рых хватало лишь на освещение одной или неск. деревень. Быстрое увеличение числа сел. гидравлич. и тепловых электростанций (с 698 в 1945 до 3 040 в 1951) позволило обеспечить электричеством почти все совхозы ; было электрифицировано 20% кол­ хозов. При этом электроэнергия использовалась в осн. как источник света, а не двигат. сила. Подключение села к гос. электросетям осуществлялось в незначит. объемах. Одной из 1-х в стране станций с энергоблоками высо­ кого давления пара стала Южно-Кузбасская ГРЭС (стр- во началось в 1946, 1-й пром. ток получен в 1951). Новой тенденцией 2-й пол. 1940-х стало стр-во сверхмощных район, электростанций, рассчитанных на обслуживание не отд. предприятия или города, а объединенной энер­ госистемы региона. Всеобщая Э. страны на осн. круп, энергетич. систем (до Единой энергосистемы —ЕЭС — вкл.) стала содержанием 3-го этапа Э., к-рый начался в 1950-х гг. Не только пром-ть и круп, города, но также деревня и с.-х. произв-во получили возможность поль­ зоваться в достаточных объемах недорогой энергией из гос. сетей. Необходимым условием для этого явилось развернувшееся с 1950-х гг. стр-во мощных станций (прежде всего ГЭС) (см. Гидроэнергетика ) и высоко­ вольтных линий электропередач (ЛЭП); объединение производителей энергии в регион, системы, а затем и ЕЭС, к-рая должна была охватить всю страну. На сент. (1953) Пленуме ЦК КПСС была про­ возглашена новая политика по отношению к деревне. Решением Пленума запрещалось ограничивать под­ ключение сел. потребителей к гос. электросетям. За Уралом подключение сел. потребителей широко раз­ вернулось с сер. 1950-х гг. в связи с Э. сиб. ж. д. Она началась еще в 1936 с внедрения электр. тяги на уч-ке Белово—Сталинск (ныне — Новокузнецк) в Кузбассе, а во 2-й пол. 1950-х гг. заметно активизировалась. В 1961 электровозы уже ходили от Москвы до Байкала, в 1962 открылся 1-й электрифицир. уч-к в Приморье. Э. Транссиба продолжалась даже в 1990-е гг. и завер­ шилась в 2002: путь от Москвы до Владивостока стал полностью доступен для электровозов. Э. ж. д. позво­ лила существенно повысить скорость движения, более чем вдвое сократить число электровозов (по сравнению с действовавшими прежде паровозами), двукратно уве­ личить пропускную способность дороги. Кроме того, она послужила толчком к созданию сети электропередач, на к-рой основывалась и Э. села. Э. колхозов в Сибири (четыре пятых к 1960 по сравнению с одной пятой в 1954) обгоняла общерос. показатель (три пятых). Наряду с закрытием части сел. электростанций, использование к-рых оказалось менее выгодным по сравнению с подключением к ЛЭП, строились новые сел. станции. Это происходило там, где ввиду малочисленности населения чрезмерной была цена трансформатора, необходимого для использова­ ния тока высоковольтной ЛЭП. К нач. 1960-х гг. на производств, нужды (в т. ч. очистку зерна, стрижку овец, доение коров) в колхозах использовалось 60% потребляемой электроэнергии, в совхозах — 80%. К 1970 были электрифицированы все колхозы и совхозы в зоне действия энергосистем; более 90% из них к кон. 1970-х гг. снабжалось энергией из гос. систем. Все с.-х. электропотребление в Сибири в 1960-е гг. составляло ок. 3% общего показателя. Крупнейшим потребителем оставалась пром-ть, где новшеством 3-го этапа Э. стало массовое внедрение электричества в технол. процессы, т. е. использование его не в кач-ве инфраструктуры произв-ва, а как материал. Технол. использование электричества особенно важно для элек­ трометаллургии (произв-во алюминия, титана, ферро­ сплавов, высококачесгв. сталей), электрохимии (произв-во хлора, каустич. соды, ряда органич. соединений), электротермии (обработка деталей в машиностроении). В 1935 на технол. нужды (металлург, электропечи, электролиз, электросварка) расходовалось лишь 1,8% потребляемого сиб. пром-тью электричества, все осталь­ ное шло на двигательную силу. По РСФСР в целом этот показатель составлял 16,3%. Во 2-й пол. 1960-х гг. Сибирь, напротив, вышла в лидеры: сиб. пром-ть на технол. нужды израсходовала 40% электроэнергии, общесоюзная — 28%. Среди энергоемких производств наибольшее развитие в Сибири получило произв-во алюминия; не случайно алюминиевые заводы (Братский, Красноярский , Саянский , Иркутский) строились рядом с ГЭС. Нек-рые ГЭС становились основой террито­ риально-промышленных комплексов. Всеобщая Э. осталась незавершенной. В начала XXI в. в России более 9 млн чел. живет без электричества — в отдален, поселках и горной местности, куда сложно вести ЛЭП. Существующие линии не всегда соответст­ вуют совр. требованиям. Стремление удешевить стр-во сел. сетей привело к тому, что протяженность линий (между трансформатор, пунктами) нередко превышает оптимальную. Фактические гололедно-ветровые нагрузки во мн. р-нах превышают те, на к-рые были рассчитаны ЛЭП. Как следствие, перерывы в электроснабжении сел.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2