Историческая энциклопедия Сибири III

ЭВЕНЫ 565 ЭВЕНСКИЙ ЯЗЫК. Относится к тунгус., ИЛИ сев., группе тунгусо-маньчжурских язы ков , пред­ ставляет собой совокупность территор. диалектов. По структурно-типол. особенностям Э. я. характеризуется сингармонизмом в фонетике, суффиксальной агглю­ тинацией в морфологии, номинативно-посессивным строем предложения в синтаксисе. Типич. порядок слов: субъект.-объект, предикат, определение предшествует определяемому. Посессивные отношения выражаются изафетным (притяжат.) словосочетанием. Носители Э. я. — эвены , расселены небольшими группами в Магаданской обл. и Камчатском кр ., Чу­ котском авт. окр . , Охотском р-не Хабаровского кр. и в сев.-вост. р-нах Респ. Саха (Я кут ия ) . Осн. самоназв. этноса «эвен», регион. —«ламуты» ‘приморские’, «илкан бэй» ‘настоящий, местный человек’, «орачил ~ орочил» ‘оленные’. По данным переписи 1989, числ. эвенов составляла 17 055 чел., из них Э. я. считали родным 7 850 чел.; в 2002 их насчитывается 19 071 чел., Э. я. владеют 7 168 чел. В Э. я. выделяются до 20 диалектов и говоров, объединяемых в 3 наречия (вост., сред, и зап.). Меж­ ду диалектами существуют значит, фонетич. и лексич. различия, что мешает использованию Э. я. в роли наддиалект. средства общения представителей разных территор. групп эвенов и является серьез. препятствием на пути развития единого письм. языка. Э. я. имеет статус языка корен, малочисл. народа РФ, а в Респ. Саха (Якутия) —регион, офиц. языка. Создание эвен, письменности относится к нач. 1930-х гг. С этого времени издается учеб. и дет. худ. лит., произведения эвен, поэтов и писателей, пишу­ щих на родном яз. (П. Ламутский, В.Д. Лебедев, В.С. Кейметинов, А.В. Кривошапкин и др .). Э. я. используется в быт. общении лиц ст. поколения, ограни­ ченно —в мест. сел. администрациях. Как предмет изу­ чается в нач. и ср. школе, в пед. училищах в Анадыре , Палане и пос. Черском, а также в 5 вузах С.-Петербурга, Магадана , Якутска и Хабаровска. На Э. я. издаются газета на Камчатке и страничка-приложение к русскояз. газете Чукотки, мн. учеб. и учеб.-метод, лит. Очень ограниченно Э. я. используется на респ. радиостанции Якутии и на Чукотке, а также при телевещании (1 ч. еженедельно). Изучение Э. я. началось в 1859, особенно интенсивное — с 1930-х гг. К наст, времени детально описаны фонетика, грамматика, синтаксис; исследованы диалекты, изданы эвен.-рус. и рус.-эвен, словари. Осн. центры по изуче­ нию Э. я. находятся в С.-Петербурге, Якутске, Новоси­ бирске , Магадане, Анадыре, Хабаровске, Палане. Лит.: Богораз В.Г. Материалы по ламутскому языку //Тунгус­ ский сборник. Л., 1931. Вып. 1; Новикова К.А. Очерки диалектов эвенского языка. М.; Л., 1960. Ч. 1; Л., 1980. Ч. 2; Ооег[ег С., НезсНе XV., БсЫепНагсН Н. ЬатиБзсЬез \Убг1егЬисЬ. \У1езЬас1еп, 1980; Роббек В.А. Грамматические категории эвенского глагола. СПб., 1992; Малъчуков А.Л. Синтаксис простого предложения в эвенском языке. СПб., 1999; Роббек В.А., Роббек М.Е. Эвенско- русский словарь. Новосибирск, 2005; Русско-эвенский словарь (с приложением грамматического очерка) / Сост. Цинциус В.И. и Ришес Л.Д. Б. В. Болдырев ЭВЕНЫ, эвен, ывын, эбен (самоназв.), корен, народ вост. и сев.-вост. Сибири. Проживают на побережье Охотского моря и в бас. р. Колымы на тер. Магаданс­ кой обл., Камчатского, Хабаровского кр. и вост. р-нах Республики Саха (Якут ия). Числ. в РФ (тыс. чел.): 1 9 3 9 -9 ,7 , 1 9 5 9 -9 ,0 , 1 9 7 0 - 11,8, 1 9 7 9 - 12,5, 1989 — 17,1, 2002 - 19,1, вт. ч. в Якутии - 11,7, в Магаданской обл. —2,5, в Хабаровском кр. —1,3. Относятся к байкал. антропол. типу. Говорят на эвенском яз. тунгусо-маньчж. ветви алт. яз. семьи. В эвен. яз. насчитывается ок. 20 диалектов и говоров, объе­ диняемых в 3 наречия: восточное, среднее и западное. В кач-ве лит. яз. используется диалект Э. Магаданской обл., имеющий достаточно широкое распространение. В 1931 была создана письменность на основе лат., в 1936 — рус. алфавита. Расселение предков Э. — тунгус, племен из При­ байкалья и Забайкалья по Вост. Сибири началось в I тыс. н. э. В процессе расселения Э. включили в себя часть юкагиров , впоследствии были подвергнуты частич. ассимиляции якутами. Под влиянием якутского яз. сформировалось зап. наречие эвен. яз. К сер. XVII в. Э. кочевали на Охотском побережье и к западу от него в отрогах Верхоянского хр., в бас. Колымы, Индигирки и Омолона. Появление здесь рус., опустошит, эпидемии 2-й пол. XVII в. положили начало интенсив, миграции Э. в бас. Уды и Амгуни. На сев.-востоке они проник­ ли в земли юкагиров и коряков, часть к-рых вошла в состав эвен, родов и способствовала увеличению числ. Э. Продвижение Э. на сев.-восток продолжалось в XIX—XX вв., усиливались контакты с русскими. С 1920-х гг. большинство Э. переходит к оседлости, мас­ совому двуязычию. Традиц. занятия Э — оленеводство, охота (дикий олень, лось, горн, баран, пушной зверь) и рыболовст­ во. Группы Э.-наматкан (букв, «приморские жители») кочевали весной из континент, тайги к побережью Охотского моря и осенью — обратно. Безоленные Э. на Охотском побережье (самоназв. мэнэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюле­ ньим промыслом, разводили ездовых собак. В XVIII в. у якут, и камчат. Э распространилось коневодство, заимствованное у якутов. Между оседлыми и кочевыми эвенами существовал натур, товарообмен —оленье мясо и шкуры на нерпичью кожу. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Мага­ данской обл. —дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах —кайсар и подклеенных мехом —мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибреж­ ные Э. ловили проходную рыбу лососевых пород, в ср. течении и верховьях рек — кунжу, гольца, хариуса. Осн. орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны Э. лишь в 1920-х гг. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушеной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долбленках, к-рые покупали у сосед, народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т. д., женщины — обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путем обмена у якутов, позднее —у русских. Традиц. поселения и жилища Э. сочетает в себе элементы различ. происхождения. При наличии мобил. кочевых стойбищ Э.-скотоводы устраивали летние ското- водч. стоянки сайылык, не отличающиеся от якутских. Разнообразными были и жилища —тунгус, чум с берест, или ровдужным покрытием, якут, балаган, весьма широ­ кое распространение среди Э. получил цилиндрическо- конич. чум, близкий чукотско-коряк. яранге. Традиц. одежда Э. соответствует общетунгус. костю­ му. Заимствование отд. элементов и деталей фиксирует­ ся прежде всего в виде промысл, одежды у мужчин, это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2